Каковы ваши методы работы с информацией. Способы эффективной работы с информацией. Рациональный подход как залог успеха

Век информации. Да, мы живем в век, даже тысячелетие, информации. И еще в век информационного парадокса. Информации настолько много, что овладеть всем уже невозможно. В тоже время умение работать с информацией — это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность. Что делать, куда бежать? Наше мастерство во многом зависит о того, как быстро мы можем освоить новые направления, узнать о современных достижениях, овладеть новыми навыками. Мы, увы, до сих пор не умеем по настоящему грамотно пользоваться даже книгами. А интернет? Тем более. Сегодня я открываю цикл статей об эффективной работе с информацией. И сперва мы поговорим о принципах работы с информацией, о ключевых идеях, позволяющих сократить время и увеличить продуктивность обработки любой информации.

Принципы работы с информацией: цели

Я уже не раз писала о целях, о том, на сколько важно их ставить. И если в общем тайм-менеджменте и в жизни мы иногда вспоминаем, что нам нужны цели, то когда мы берем в руки книгу или слушаем лекцию, то, увы, о цели почему-то не вспоминаем.

На самом деле постановка цели в чтении определяет нашу скорость (да, именно так). Цель чтения (или прослушивания лекции, аудио) наряду с некоторыми другими факторами влияет на нашу скорость чтения, глубину погружения в материал и понимание текста. Цель определяет стратегию чтения, скорость и качество погружения.

Примеры.
1. Если вы читаете художественную литературу для удовольствия. Вам хочется погрузиться в мир языка автора, его речи, хитросплетений сюжета. Ваша стратегия будет — получить удовольствие, читая то быстро, то медленно. Иногда останавливаясь и даже перечитывая особо интересные мысли и фразы.

2. Вы читаете статью, чтобы узнать свежие новости в вашей профессиональной сфере. У вас нет необходимости да и желания «наслаждаться языком автора». Ваша цель — быстро получить новую информацию, отсечь известное, понять новое. В данном случае скорость будет максимальной, вы будете не просто читать, а работать с информацией. Извлекать из нее важное.

3. Вам нужно понять материал, выяснить новое, разобраться и запомнить . В этом случае ваша стратегия будет также отличаться. Вы будете работать над информацией, повторять, возвращаться и сверять ее с тем, что запомнили.

Как видите цели могут быть разные

  • получить удовольствие от чтения
  • найти информацию
  • узнать новое
  • понять текст
  • прочитать и выучить новое

Если вы заранее, до чтения, поймете свою цель, вам проще будет читать, вы будете более гибко подходить к тексту, пропуская легкое и известное, если нужно, или замедляясь в том, что важно.

Вывод: Ставьте цель каждый раз, когда открываете книгу и ваше чтение будет быстрее и продуктивнее.

Принципы работы с информацией: гибкость

Можно ли все читать одинаково быстро? Нет. Запомните эту аксиому быстро чтения. Читать все одинаково бессмысленно и неэффективно. Чем больше абстрактных слов содержит текст, тем дольше он будет обрабатываться в мозгу и медленнее читаться.

Если же текст полон образных слов и фраз, которые вы можете легко нарисовать в своём воображении, тем быстрее его можно прочесть.Например, мои посты довольно абстрактные. Уж хочется делиться мне умными вещами. А если написать рассказ «Петя пошёл гулять с собакой, собака нашла старый ботинок, ботинок был с дырой», то вы легко представителей себе всю эту картину.

Сложные тексты с изобилием незнакомых вам терминов читаются медленнее, думаю, это понятно. Также надо не забывать о гибкости внутри текста. Есть части большого текста, которые читаются легко. Скажем, вступления, примеры из жизни. Есть более сложные части, которые объясняют сложные мысли. Внутри одной книги можно и нужно менять скорость чтения. Наша цель — усвоить, а не пролететь глазами.

Подумайте, проявляете ли вы гибкость в чтении?

Принципы работы с информацией: Усвоение

Что общего между чтением и здоровым питанием? Книга, как блюдо, может усвоиться, а может через пару часов оказаться в белом санфаянсовом изделии.
Для меня чтение — это усвоение текста. Это понимание смысла прочитанного, ключевой идеи автора, основной мысли. Это понимание и запоминание интересных и важных фактов и открытий. А ещё достижение цели чтения. Все это вместе и есть усвоение текста.

Если книга, как пустой разговор, влетела в одно ухо, а в другое вылетела, то какой толк был в ней? Лично я люблю книжные блюда от шеф-поваров, классиков Достоевского, Пастернака и Толстого, современных — Кови, Бьюзена. Могу почитать блюда от просто поваров, если они приготовили интересный обед. Фаст-фуд не очень приемлем, хотя… Бывает, устаю от высокой кухни, и хочется быстрого и легкого.

Чего я точно не люблю, так это переедать. Книжное обжорство. Знакомо? Это способствует ожирению, только жиреет мозг.

Мы читаем, осознаем новое, меняем свою жизнь, свое поведение. Это здоровое питание. Если читать много и не усваивать, не применять, то каждая последующая книга приносит все меньше пользы. Наши интеллектуальные стремления все больше заплывают жирком бездействия. Есть люди, щелкающие книги как орешки. Но пользы от книг они не получают.

А есть те, кто читает мало, но пользуется многим из прочитанного. У кого больше результатов? Думаю, догадываетесь. Поэтому лично я стараюсь усваивать книги. Чего и вам желаю.

Принципы работы с информацией: применение

Хочу рассказать об одном конкретном совете. Услышала я этот совет от популярного блоггера на Youtube. Он спросил у одного успешного человека, бизнесмена, инвестора, человека широкого кругозора. А спросил один типичный вопрос, который задают часто и мне самой. Вопрос такой: «Как вам это удается? Строить бизнес, успевать все, быть таким развитым. Мы столько книжек читаем, столько тренингов проходим, даже скорочтение осваиваем. Но у нас нет результатов… Как же вам это удалось?»

Что же ответил этот удивительный человек? Он сказал, что по особому читает книги. Читает, находит какой-то совет, который он еще не применял. Это может быть совет по бизнесу, по личной эффективности или в сфере отношений. И после прочтения и он кладет книгу в раскрытом виде страницами вниз. Как раз там, где он остановился на совете. И дальше идет и воплощает эти идеи в жизнь.

До тех пор, пока он не опробует на практике полученные идеи, он не продолжает читать книгу и не начинает читать другие книги. Идеи на практике либо отвергаются, либо принимаются.

Причем здесь работа с информацией, спросите Вы? А при том, что все наше проглатывание книг бессмысленно и бесполезно, если мы не применяем на практике то, о чем читаем . Работа с информацией — это инструмент , а не цель. Цель — это изменить свою жизнь, усовершенствовать что-то, узнать новый взгляд, задуматься о чем-то. Информация должна нам помогать воплощать идеи в жизнь.

Кстати применение прочитанной информации является одним из способов ее хорошо запомнить. Поэтому используйте этот принцип, когда изучаете что-то.

Итак, я рассказала о самых началах, основах работы с информацией. Вам могло показаться это скучной теорией. Может быть отчасти она так выглядит, но именно эти принципы помогают мне успешно информацией владей, а не загружать голову всем подряд.

Если же вам захотелось конкретных техник, пожалуйста, .

Ирина Пермякова

Данная статья входит в цикл статей о работе с информацией

1. Основные принципы работы с информацией [вы ее только что прочитали]

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Шадринск 2016

УДК – 371.01.

Подготовка, оформление и защита учебной исследовательской работы. Методические рекомендации / авт.-сост. Н.А.Шадрина, Г.И.Гашева – Шадринск, Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК», 2016 – 77 с.

Шадрина Наталья Александровна – Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» методист высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории

Гашева Галина Ивановна Шадринский филиал ГБПОУ «КБМК» педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель первой квалификационной категории

В методических рекомендациях представлены основные формы учебной исследовательской работы со студентами: курсовая работа, выпускная квалификационная работа. МР содержат технологию выбора темы, подготовки и оформления, процедуру защиты исследовательской работы, а также критерии оценки.

Методические рекомендации предназначены: а) студентам, которые могут пользоваться ими самостоятельно в качестве инструкции, добиваясь высокого результата с помощью самоконтроля и самооценки; б) преподавателям, научным руководителям для оказания методической помощи.

© Шадрина Н.А., Гашева Г.И., 2016

© Шадринский филиал ГБПОУ «6КБМК», 2016

ВВЕДЕНИЕ
1. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
1.1. Эффективное чтение
1.2. Эффективная обработка и систематизация
1.3. Хранение приобретённой информации
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3. ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.1. Этапы написания учебной исследовательской работы
3.2. Виды исследовательских работ
4. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
4.1. Выбор темы и постановка проблемы исследования
4.2. Титульный лист
4.3. Содержание
4.4. Введение
4.5. Основная часть
4.6. Список использованной литературы и источников
4.7. Глоссарий
4.8. Приложения
5. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Методы теоретического исследования
5.2. Методы эмпирического исследования
5.3. Математические и статистические методы
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
6.1. Текстовое оформление учебной исследовательской работы
6.2. Оформление заголовков
6.3. Оформление иллюстраций
6.4.Оформление таблиц
6.5.Оформление ссылок
6.6.Правила и способы цитирования
6.7.Оформление сокращений, условных обозначений
6.8.Оформление списка использованной литературы и источников
6.9.Оформление приложения
6.10.Оформление презентации
7.ЗАЩИТА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
7.1. Рекомендации по составлению доклада на защиту
7.2. Использование презентации
7.3. Критерии оценки защиты учебной исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа в области отдельного междисциплинарного комплекса (далее МДК) или профессионального модуля (далее ПМ) имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объёме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении иных МДК или ПМ программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ «Шадринский медицинский колледж».

Учебная исследовательская работа (далее УИР) должна продемонстрировать глубину проработки студентом теоретических разделов курса, умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем данного направления медицинской науки и практики, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.

Исследовательская работа способствует формированию исследова­тельских умений.

Информационные умения:

· пользоваться библиографическими данными (ориентировка в алфавитном, предметном, тематическом каталогах);

· оформлять библиографический список в соответствии с ГОСТом;

· осуществлять поиск информации в сети Internet;

· воссоздавать структуру текста, определять главную мысль;

· выделять в тексте доказательства и аргументы;

· представлять текст в виде вторичного документа (план, аннотация, тезисы, рецензия, реферат, конспект);

· цитировать.

Теоретические умения:

· аналитического анализа и синтеза: индукции и дедукции;

· сравнения и сопоставления;

· абстракции и конкретизации;

· классификации и систематизации;

· аналогии и обобщений;

· моделирования;

· формализации.

Методологические умения:

· выявить противоречия, на основе анализа противоречий определить проблему, сформулировать тему исследования;

· предложить ведущую идею исследования как разрешение проблемы;

· умение определить объект и его характерную часть - предмет исследования;

· исходя из проблемы, темы и предмета исследования, определить его це­ль и задачи;

· умение сконструировать гипотезу исследования;

· прогнозировать новизну исследования и ее практическую значимость.

Эмпирические умения:

· проводить опрос (анкетирование, беседу, интервью);

· наблюдать и оформлять результаты наблюдения;

· тестировать и изучать продукты деятельности испытуемых;

· изучать и обобщать педагогический опыт;

· выполнять социометрию;

· организовывать экспертные оценки;

· выполнять медицинский эксперимент;

· измерять медицинские явления и представлять данные измерений в удобном виде;

· выполнять математическую и статистическую обработку результатов исследования;

· интерпретировать результаты исследования.

Речевые (устные и письменные) умения:

· оформлять сообщение с учетом жанровых различий (доклад, реферат, тезисы, статья, отчёт, курсовая работа, выпускная квалификационная ра­бота) на основе требований ГОСТа;

· владеть научно-педагогическим стилем речи;

· сделать сообщение о ходе и результатах исследования (композиционное сообщение о содержании глав или других рубрик теста и общие выводы, «позадачное сообщение», проблемное сообщение об основных противо­речиях исследования и результатах их разрешения);

· владеть разговорной речью (плавность, темп речи, использование специ­альных речевых конструкций - повторов, вопросов к аудитории, после­довательности слов во фразе, логических ударений);

· участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Каждое из умений представляет собой интегрированное понятие, включающее дей­ствия и операции, обеспечивающие правильность выполнения умений. В связи с чем, необходимо отме­тить, что в ходе исследовательской работы формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Совместное исследовательское творчество преподавателей и студентов - это эффективный, проверенный путь развития студента, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования.

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Нужно отметить, что студенты испытывают трудности в работе с научно-методической литературой, нормативно-правовыми источниками. Они часто используют всю статью, главу и механически соединяют выписки между собой, отсюда противоречия, дублирование, многократное возвращение к одной и той же мысли.

· эффективное чтение;

· эффективная обработка и систематизация данных;

· хранение полученной информации.

Эффективное чтение

Чтобы успешно работать с учебной, методической, научной литературой, нормативно-правовыми источниками, необходимо владеть определёнными учебными умениями и навыками. К ним относятся:

· умение накапливать информацию;

· умение творчески её перерабатывать;

· умение выдавать новую информацию;

· умение находить на всё это время.

Культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Цель чтения:

· информационно-поисковая – найти нужную информацию;

· усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение;

· творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.

Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.

Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение , как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают за помощью если читатель может только предположить что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.

Целью ознакомительного чтения является знакомство с характером информации в целом. Оно позволяет уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым студент делает выводы, формирует собственное мнение.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Рекомендуем · Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную, на теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. · Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте. · Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения. · Проводите мысленную обработку полученной информации; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определённым признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлечённую информацию с имеющимися знаниями; свёртывайте информацию путём обобщения.

Полноценное изучение литературы возможно лишь при сознательном и критическом отношении к изложенному, когда текст не переписывается полностью, а выписки осмысливаются с точки зрения имеющихся связей и отношений. Рекомендации по развитию навыка эффективного чтения и запоминания текста – приложение 1.

Методы педагогического исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

Результаты обучения и воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин и условий. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. У педагога-исследователя нет возможности провести «чистый» эксперимент. При повторном исследовании никогда не удается воспроизвести те же самые условия и «материал».

В педагогическом исследовании берется во внимание основная тенденция, выводы формулируются в обобщенной форме.

Педагогическое исследование должно проводиться без ущерба физическому и психическому здоровью детей, процессу их обучения и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:



Этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

Этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования);

Этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

Методы работы с научной информацией

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

1). Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография - научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.

Различают следующие виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.

Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе. Рассмотрим основные правила составления библиографического описания.

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высш. Школа, 1981. – 240с.

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978. – 76 с.

3. Библиографическое описание журнальной или газетной статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993.– № 5.– С.50-56.

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001. – 259 с.

Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. …. канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 24с.

В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка: алфавитный, тематический, хронологический.

Алфавитный способ предполагает построение библиографического списка по алфавиту фамилий авторов и заглавий источников (если автор не указан). Именно алфавитным способом оформляется библиографический список научных работ.

Когда необходимо отразить развитие научной идеи по этапам составляют библиографический список по хронологии.

Но при работе над исследованием иногда группируют библиографический список не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которой отражает список источников по отдельным аспектом исследования проблемы.

Следует отметить, что энциклопедии и справочники, к которым исследователь обращался в ходе своей работы, перечисляются отдельным списком.

2).Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения - не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

· информационно-поисковая - найти нужную информацию;

· усваивающая - понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

· творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и стpуктуpе текста. Заголовок или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система воспитания как условие развития личности" можно пpеобpазовать в вопpос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: "Что мне известно по данной теме?", "Что мне предстоит узнать?" Благодаря пpосмотpу подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

· Обзор и просмотр: пpосмотpите введение, оглавление, pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

· Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

· Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли, сфоpмулиpуйте их письменно. Запишите возникающие вопpосы. Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

· Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро – немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обpатите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некотоpых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

· читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя перефирийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении пpиводит к тому, что чтение пpоисходит механически и смысл пpочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2). Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

Вывод, резюме, итог;

В – выписать и др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это краткая пpогpамма какого-нибудь изложения; совокупность кpатко сфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая кpаткая запись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное; восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка плана только называет то, о чем нужно сказать. То, что нужно сказать может быть сфоpмулиpовано в тезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Действия пpи составлении плана могут быть следующими:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделите основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Пpоследите на пpимеpе фpагмента из книги Ильина Е.Н. "Искусство общения" как опpеделяется основная мысль отpывка и фоpмулиpуется пункт плана.

Фрагмент книги

Пункт плана

"Отметки по литеpатуpе совсем не такие, как, пpедположим, по физике, химии. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е.слышать его и свой внутpенний голос...Улавливать ложные востоpги, заpанее заготовленную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за котоpым "мнения чужие только святы". О чем думает ученик, когда говоpит? Говоpит ли, что думает? Или только думает, что сказать для хоpошей отметки? Высоким баллом оцениваю даже pобкую попытку сказать что-то, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже pезультат. О тpудном спpашиваю "тpудных" – так их пpоще заставить pаботать".

Вывод: Пункт плана – Этика отметки

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия пpи составлении тезисов могут быть следующие:

1. В каждом абзаце текста выделите ключевые пpедложения, несущие смысловую нагpузку

2. Опиpаясь на выделенные пpедложения, сфоpмулиpуйте основную идею абзаца распространенным предложением.

3. Склассифициpуйте основные идеи и кpатко сфоpмулиpуйте то, что они пеpедают.

Подобpав к каждому тезису аpгументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их, вы получите текст вашего выступления, ответ на предложенную для семинара тему. Пpимеp того, как можно сформулировать тезис.

Фрагмент из книги В.Ф. Шаталова "Учить всех, учить каждого"

Тезис

"При наличии одного магнитофона пpослушивание записей поручается ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работа доверяется только лучшим ученикам не чаще одного pаза в учебную четверть. Затраты времени 15-20 минут. При наличии двух магнитофонов ребята из параллельного класса прослушивают записи непосредственно на уроке во время письменной работы. В этот день за письменную работу им выставляются "пятеpки-автоматы", отличающиеся по цвету от других оценок в ведомости открытого учета знаний. Иногда некоторые ответы прослушивает учитель. Практика показала: ребята очень строгие судьи, и за все годы не было ни одного случая либерального отношения к ошибкам товарищей".

Добрый день, уважаемые читатели!

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Я проанализировал множество статей в Интернете и другие источники и вот что я увидел.

Мало кто понимает и доводит до читателей сам смысл – в чем же состоит эта работа с информацией. У меня, по крайней мере возникает только путаница от содержания прочитанного по этой теме. Авторы либо слишком углубляются в один аспект вопроса, либо пишут вообще не о том.

Хотя все просто – но почему-то существует желание все так усложнять. Наверное, от непонимания базовой сути.

Изложу мой подход и видение этого вопроса.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие: поиск и сбор – обработка (систематизация, анализ, кодификация)– использование – хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание. Об этом я писал .

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией » — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

*****
Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описал все основные этапы.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд.
В общем бардак и неумение работать с информацией.

Увеличение и усложнение информационного пространства

В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. С каждым днем она все ощутимее приобретает характеристики полноценного товара: ее покупают как ресурс для своей работы и продают как готовый продукт. Это происходит по нескольким причинам. Прежде всего усложняется деловая среда. Основными факторами здесь можно назвать следующие.

Увеличение средних размеров компаний и, как следствие, увеличение внутрикорпоративного документооборота. Обычному менеджеру или специалисту в единицу рабочего времени приходится пропускать через себя все большее количество документов, требующих совершения каких-то действий или принятия решения. Для этого необходимо воспринять всю необходимую информацию, содержащуюся в получаемых документах. Справиться с таким увеличением информационного потока можно лишь путем интенсификации работы, что чревато перегрузкой нервной системы, или освоения более производительных информационных технологий.

Увеличение количества, объема и сложности законов, иных нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов во всех областях жизни. Нравится нам это или нет, но во всем мире множество людей занимается именно тем, что создает новую информацию, которую впоследствии приходится как-то использовать. Одними из таких творцов являются парламентарии и служащие прочих государственных институтов, озабоченные регулированием нашей жизни во всех ее проявлениях. И чем разнообразнее она становится, тем больше новых норм требуется для ее регулирования.

Развитие международного разделения труда и сотрудничества в создании наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Все дальше в прошлое уходят те времена, когда самые совершенные агрегаты производили в пределах одного предприятия. В настоящее время почти все высокотехнологичные изделия состоят из узлов и деталей, выпускаемых в разных уголках земного шара. Для того чтобы их можно было использовать в различных устройствах, производимых по всему миру, технические параметры каждой детали должны быть унифицированы и детально описаны, что порождает новые горы бумажной документации.

Глобализация торговли, заставляющая продавцов действовать на огромном и сверхсложном мировом рынке. Если раньше для продажи плодов своего труда ремесленнику или крестьянину достаточно было съездить на ближайший рынок и встретиться с потенциальным покупателем, то теперь маркетинговым службам предприятий приходится собирать информацию о состоянии всего мирового рынка, учитывать огромное количество факторов, способных повлиять на соотношение спроса и предложения по данной продукции.

Кроме этого, повсеместно меняются как продукты, так и технологии их изготовления. Это приводит к тому, что резко увеличивается число контактов с поставщиками оборудования, лицензионных технологий и компонентов, необходимых для создания продукта. В этой ситуации умение работать с информацией, необходимой для выполнения деловых задач, становится очень важным фактором карьерного успеха.

Информационное разнообразие

Для того чтобы хоть как-то справиться с информационным потоком, его стоит разделить на отдельные «ручейки» по каким-либо признакам. Предлагаем такую классификацию:

  • Информация о среде, которая дает понимание того, что следует делать, чтобы товар был востребован на рынке. Условно этот аспект работы с информацией можно назвать маркетингом собственной деятельности, отвечающим на ключевой вопрос: «ЧТО следует делать?»
  • Правовые и профессиональные нормы, задающие ограничения в работе. Их соблюдение необходимо для сертификации готового продукта труда, обязательно для работы на современном цивилизованном рынке. Ключевой вопрос данного аспекта: «Что и как МОЖНО делать?»
  • Описание технологии работы. В современном мире все чаще люди используют в своей работе технологии, которые придуманы не ими. Технология как товар представляет собой информацию, содержащую детальное описание каждой производственной операции. Ключевой вопрос: «КАК делать?»
  • Исходные данные для работы, заготовки для создания информационного продукта. Этот аспект имеет значение для тех видов деятельности, которые связаны с созданием нового информационного продукта. Ключевой вопрос: «Из ЧЕГО делать?»

Отдельные функции в работе с информацией

Умение работать с информацией как профессиональный навык включает в себя несколько функций, а именно:

  • Поиск необходимой информации:
    • создание собственного каталога источников информации. Если вы когда-то уже искали нужную для работы информацию и достигли положительного результата, то логично сохранять в памяти источник, который и в дальнейшем может пригодиться. Если со временем удастся узнать еще и о других интересных источниках, то у вас постепенно накопится профессиональный капитал в виде каталога источников полезной информации;
    • освоение поисковых систем. Наиболее распространенными на данный момент являются соответствующие интернет-программы, каталоги библиотек и иных информационных структурированных массивов;
    • использование библиографии книг. Вся деловая, научная и значительная часть популярной литературы содержит в себе списки книг и иных официальных источников информации, с которыми работали авторы при написании трудов. В данном случае мы принимаем плоды чужого труда, связанного с поиском и систематизацией источников информации по строго определенной теме;
    • работу с обзорными изданиями. В условиях безразмерности информационного пространства многие люди стали специализироваться на создании своеобразных путеводителей по нему. Они пишут книги, в которых очень кратко излагают суть и содержание большого количества прочитанных трудов и публикаций на определенную тему;
    • работу со ссылками. Очень продуктивным часто оказывается поиск, построенный на доверии к избранным авторам. В этом случае, найдя массив весьма качественной информации, вы внимательно прорабатываете все использованные автором (или авторами) источники информации, на которые он ссылается в тексте как на заслуживающие вашего внимания. Таким образом, удается не утонуть в информационном болоте из-за большого количества воды, которой обычно разбавлены ценные сведения. В этом случае избранные вами авторы оказываются спасительными «кочками», а их ссылки - расходящимися «тропинками» среди информационной топи.
  • Переработку полученной информации:
    • фильтрацию (или сортировку), в которой можно выделить две операции: формирование образа нужной информации и отбрасывание в сторону всего лишнего;
    • систематизацию. Среди отобранной информации всегда полезно навести какой-то порядок, установив логические или иные связи между ее элементами, чтобы в дальнейшем можно было эффективно работать.
  • Работу с обратной связью. Нередко профессиональные неудачи обусловлены тем, что специалист рассматривает предмет своей деятельности как неизменный объект. В этом случае он составляет план работы без учета того, что его действия могут вызвать какую-либо ответную реакцию у предмета труда или окружающей среды. Помимо этого, процесс изменения предмета труда в ходе работы может пойти совсем не так, как это предполагалось. Если в дальнейшем человек будет совершать действия в плановом режиме без учета новой информации, поступившей от предмета труда или из внешней среды, то рабочий процесс может выйти из-под его контроля, и в результате он получит совсем не тот продукт, который ожидал. Умение оперативно реагировать на информацию о текущем состоянии предмета труда и окружающей среды, результатах совершенных действий, внося изменения в свою деятельность, является профессиональным навыком работы с обратной связью. Данный информационный механизм лежит в основе одной из важнейших деловых функций - контроле над процессом труда.
  • Представление готового продукта в профессиональной и общественной среде. Мало создать хороший товар - его еще необходимо удачно продать. Для того чтобы товар купили за хорошую цену, нужно дать потенциальным покупателям как можно больше положительной информации о нем. Этот аспект работы аналогичен такому виду деятельности, как паблик рилейшнз (PR, связи с общественностью). В данном случае используют:
    • ньюсмейкинг, или создание новостей. Вы снабжаете журналистов информацией, которая им интересна как ресурс для создания новостного материала, а вам полезна тем, что в репортаже вы (ваша работа) будете представлены в выгодном свете;
    • публикации. Подобный вариант сотрудничества решает ту же задачу, что и ньюсмейкинг, но другими средствами. Здесь вы даете журналистам материал, не обладающий скоропортящимся качеством новости, но уже готовый к публикации;
    • самиздат. Современные средства связи и множительной техники позволяют оперативно и с незначительными затратами создать информационный продукт в виде различных брошюр или проспектов, разослать (или раздать) его людям или организациям, представляющим для вас интерес.
  • Интернет. Благодаря возможностям и принципам действия поисковых программ в Интернете довольно эффективным средством распространения информации о вас и вашей работе может оказаться размещение соответствующих материалов в Сети. Можно предложить их редакторам различных сайтов подходящей для вас тематики и (или) разместить на своем персональном сайте.

Работа в условиях недостатка информации

В настоящее время одной из главных проблем является то, что поиск и переработка необходимой для работы информации часто оказываются слишком долгими и дорогими занятиями. Из-за этого нередко приходится действовать в условиях дефицита информации. Это также требует выработки особых профессиональных навыков. Рассмотрим их подробнее.

Условно можно выделить три вида информационного дефицита: не хватает информации о среде, технологиях, не доступна информация как исходное сырье. Существует три пути решения задачи:

В первом случае могут помочь такие способы, как:

  • моделирование, если понятны основные закономерности существования и развития среды. Не обязательно собирать фактологические данные - достаточно просчитать развитие ситуации с помощью формул;
  • эвристические правила, позволяющие находить пути, ведущие к успеху, в слишком сложной среде, когда просчитать все варианты просто невозможно. На использовании таких правил, например, построено мастерство корифеев в шахматах и иных логических играх;
  • ситуативное поведение, когда человек, доверяющий своей способности эффективно действовать в экстремальной плохо прогнозируемой обстановке, руководствуется принципом: «Главное - в драку ввязаться, а там посмотрим!».

В ситуации недостатка информации о технологиях работы можно опереться на собственный творческий потенциал, изобретя велосипед, а можно вычислить чужую технологию по второстепенным данным. Например, именно так в XIX веке Д. И. Менделеев вывел формулу бездымного пороха, изобретенного немцами, использовав разведданные о поставках сырья на производящий его химзавод. В обоих случаях полезно знать азы методологии (науки о технологиях и законах их развития).

Что касается нехватки информации как сырья для работы, то здесь лучше всего на нее (информацию) смотреть, как на товар. Информационные данные являются продуктом работы других людей или организаций. Если к ним нет свободного доступа в информационном пространстве, то это может означать одно из двух. Либо собственники информации готовы ее предоставить небезвозмездно, то есть за деньги или на определенных условиях сотрудничества. Например, если пользователь базы данных обязуется сообщить о себе или своей работе необходимые сведения (своеобразный информационный бартер). Либо же собственник информации не хочет ее распространения ни при каких условиях, стремясь использовать свое монопольное положение в конкурентной борьбе. В первом случае надо готовиться к покупке или взаимовыгодному обмену информацией. Второй же вариант ситуации не оставляет другого выхода, кроме как попытаться создать требуемый информационный продукт самостоятельно.

Сергей Гладышев
По материалам

«Работа & зарплата»



error: Контент защищен !!