Минприроды о наилучших доступных технологиях. Справочник наилучших доступных технологий Наилучшие доступные технологии справочник экология

Б ольшинство крупных российских промышленных предприятий строились еще в середине прошлого века в эпоху советской индустриализации, и, как признают в правительстве, эти производства не соответствуют современным экологическим требованиям. На 300 самых «грязных» заводов приходится около 60% всех выбросов загрязняющих веществ. Стоит отметить, что ситуация значительно варьируется от отрасли к отрасли: компании, ориентированные на экспорт — например, цветная металлургия, производство удобрений — или заинтересованные в привлечении иностранных инвесторов, вынуждены подстраиваться под актуальные западные экологические нормативы, чтобы сохранить доступ на рынок и не потерять конкурентоспособность. Другие же производства зачастую продолжают работать по старинке. В целом отечественной промышленности необходима масштабная «зеленая» модернизация, уверен замглавы Минприроды Мурад Керимов, и основой ее должна стать реформа на основе принципов НДТ и технологического нормирования предприятий.

Законодательное деление

Переход к реформе был закреплен 21 июля 2014 года федеральным законом № 219-ФЗ. Он предусматривает разделение предприятий на четыре категории в соответствии с уровнем оказываемого воздействия на окружающую среду и выдачу комплексных экологических разрешений (КЭР). При этом для первой категории, то есть самых «грязных» производств, выдача КЭР будет сопровождаться утверждением программы модернизации на основе НДТ. Принудительное внедрение «чистых» технологий должно привести к уменьшению объемов выбросов и сбросов, минимизировать образование отходов и привести к постепенному закрытию устаревших производств, но с учетом интересов бизнеса и максимальной экономической эффективностью.

Что же понимается под наилучшими и особенно доступными технологиями? Закон определяет их как «технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, включая системы экологического и энергетического менеджмента, а также проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми, и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения». Проще говоря, речь идет о поиске баланса между снижением нагрузки на окружающую среду (свести загрязнения к минимуму) и рентабельностью производства (изготовить продукт как можно дешевле).

От нормативов — к лучшим практикам

Понятие «наилучшие доступные технологии без чрезмерных затрат» впервые было зафиксировано в 1984 году европейской директивой рабочей группы по атмосферному воздуху. Позднее оно было переосмыслено и расширено в рамках директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений 1996 года, устанавливающей предельные значения негативного воздействия на окружающую среду для воздуха, воды и почвы. Тогда же начали разрабатываться и общеевропейские отраслевые справочники НДТ. При подготовке российской реформы существующие европейские разработки активно использовались, однако корректировались под отечественные условия: учитывались текущее положение дел в отраслях, доступное сырье, оборудование и технологии, климатические и социально-экономические особенности страны. «Опыт Европы показал, что за 30 лет можно построить устойчивую систему, в которой промышленное производство будет расти, а эмиссии — снижаться», — говорит Михаил Бегак, заместитель председателя технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113). По его словам, переход на принципы НДТ — это не разовое действие, а процесс, результатом которого должно стать существенное уменьшение эмиссий.

Для каждой отрасли перечень практик, соответствующих принципам НДТ, закрепляется соответствующим справочником. Их разработкой занимались профильные органы власти при участии представителей бизнеса и экологов, поэтому получившиеся документы носят довольно компромиссный характер, говорит первый заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Вадим Куликов. К концу 2017 года 51 запланированный нормативный документ был утвержден. Помимо «вертикальных», отраслевых справочников, положения которых обязательны к исполнению, в их число вошли также «горизонтальные», или межотраслевые. Они носят рекомендательный характер и содержат список лучших практик на всех этапах производства.

Вместо традиционного перечня нормативных требований по допустимой концентрации загрязняющих веществ справочники содержат детальное описание всего производственного цикла для каждой отрасли, начиная с выбора сырья и оборудования и заканчивая утилизацией отходов. В них включены также лучшие управленческие практики и экономические показатели, сформулированы главные экологические проблемы для каждой отрасли и эффективные методы их решения. «Важно понимать, что справочники — это рамки, а не догма. Они могут сужаться с точки зрения нормативов и пересматриваться со временем», — подчеркивает Вадим Куликов.

В то же время надзорные органы больше не будут контролировать сотни разнообразных показателей загрязнений — вместо этого для каждой отрасли будут определены 10−15 ключевых индикаторов. Более того, такой контроль планируется сделать дистанционным — для этого предприятия обяжут установить датчики, автоматически передающие информацию надзорным службам. В целом эти нововведения вписываются в общий тренд реформы контрольно-надзорной сферы в РФ, предусматривающий внедрение риск-ориентированного подхода (то есть повышенного внимания к бизнесу, имеющему высокий риск нарушений при сокращении нагрузки на тех участников рынка, чрезмерный ущерб от деятельности которых маловероятен) и сокращение прямого взаимодействия инспекторов и предпринимателей в пользу дистанционного контроля и добровольной саморегуляции.

Фактически это становится также переходом к экоменеджменту, то есть включением системы управления экологическими рисками, энерго— и ресурсоэффективностью предприятия в его бизнес-модель. Речь идет не об умозрительных нормативах, а о конкретных практиках, зарекомендовавших себя у компаний — лидеров отрасли. В фокусе же внимания властей оказывается не увеличение сбора штрафов за нарушения, а «дотягивание» уровня отстающих предприятий до приемлемых показателей и вытеснение производств, не подлежащих модернизации.

Основной этап реформы

Утверждение всех справочников по НДТ знаменует собой переход ко второму этапу реформы. В течение 2018 года предполагается определить процедуру выдачи КЭР и разработать и утвердить соответствующие правовые акты. С 2019 по 2021 год их обязаны будут получить 300 предприятий первой категории — в этот список вошли угле-, газо— и нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, компании, занимающиеся добычей и обработкой цветных и черных металлов, различные химические производства, включая производителей удобрений и фармацевтической продукции. Процедура выдачи КЭР будет занимать четыре месяца, а в состав рассматривающей заявку экспертной комиссии будут включаться не только представители органов власти, но и специалисты по охране природы и НДТ.

Предприятия, которые не смогут получить КЭР в установленный срок, не смогут продолжать работу, все новые заводы должны будут изначально соответствовать стандартам НДТ. До 2025 года КЭР обязаны будут получить уже все предприятия, чья деятельность попадает в поле применения НДТ. По оценке Михаила Бегака, сейчас требованиям справочников удовлетворяют 70−75% предприятий, остальным же придется подтягиваться. Лидерам же волноваться не о чем. «Мы провели уже с десяток деловых игр, посвященных выдаче КЭР. Результаты показывают, что для ведущих предприятий проблем с получением разрешений не будет», — отмечает эксперт.

По словам главы Минприроды Сергея Донского, полный переход на принципы НДТ может занять до 14 лет, результатом этих мер должно стать снижение воздействия на окружающую среду на 75−80%. Для стимулирования этого процесса предусмотрены налоговые льготы и санкции для нарушителей — резкое повышение платы за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных нормативов. Таким образом, исполнение требований должно стать выгоднее нарушений — тогда как сейчас штрафы за нарушение природоохранного законодательства во многих случаях остаются символическими. Впрочем, многие компании начинают внедрение новых технологий, не дожидаясь часа икс, — только в 2017 году крупные компании подписали с Росприроднадзором 50 соглашений по модернизации производства и внедрению НДТ на общую сумму 112,5 млрд руб.

Следующим этапом реформы должно стать создание справочников не по отраслям, а по конкретным технологиям, и здесь потребуется выработать механизмы, позволяющие оценивать не только отдельные этапы производства, но и соответствие проекта в целом заданным критериям. По словам Вадима Куликова, это должно быть сделано в течение 2018 года.

Впрочем, технологическое развитие не стоит на месте. Чтобы справочники не превратились из двигателя прогресса в препятствие на его пути, их необходимо регулярно пересматривать. Согласно закону это должно происходить раз в десять лет. Однако в действительности для ряда отраслей этот процесс будет идти быстрее, уверен Михаил Бегак. Бюро НДТ не стало распускать группы специалистов, разрабатывающих справочники, и они уже работают над новой версией справочника по целлюлозно-бумажной промышленности. В ближайшие три-четыре года могут быть пересмотрены справочники и по другим отраслям, полагает эксперт. По мнению же Вадима Куликова, пересмотр справочников должен проводиться, когда есть соответствующая инициатива со стороны бизнеса или государства. Кроме того, поскольку речь идет не только о наилучших, но и о доступных технологиях, со временем в них могут быть закреплены и требования по локализации.

ГОСТ Р 54097-2010

Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методология идентификации

Resources saving. Best available techniques. Identification methodology


ОКС 13.020

Дата введения 2012-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") совместно с Закрытым акционерным обществом "Инновационный экологический фонд" ("ИНЭКО" ЗАО)

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 760-ст

4 Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений"* (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) и Справочника EC по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения. Июль 2006 г."* ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Economics and Cross-Media Effects. July 2006")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс гармонизации законодательства с нормами международного права. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций и соглашений, в соответствии с которыми обязана уменьшить как имеющееся, так и потенциальное негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, что может быть достигнуто при внедрении наилучших доступных технологий (НДТ).

В процессе гармонизации российского законодательства с нормами международного права следует учитывать и методологические подходы к определению НДТ. В Российской Федерации этот термин, как правило, подразумевает создание банков данных о технологиях; в европейских странах действуют справочники ЕС по НДТ для различных отраслей промышленности, учитывающие все технологические переделы и аппаратурное оснащение процессов с учетом экологических воздействий и экономических затрат. Зарубежный подход к методологии внедрения НДТ является более прогрессивным, потому что он имеет комплексный характер и позволяет использовать методологию расчета и применения НДТ на основе экологически обоснованного и экономически оправданного выбора.

В европейских странах процедура выдачи разрешений на право хозяйственной деятельности с учетом модели технологического нормирования была законодательно закреплена Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 96/61/ЕС of the European Parliament and of the Council of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control) , которая в настоящее время заменена кодифицированной версией - Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) .

В целях реализации положений Статьи 16 (2) Директивы Европейская комиссия организовала обмен информацией между государствами - членами ЕС и европейскими отраслями промышленности, заинтересованными во внедрении НДТ, и связанные с этим обменом мониторинг и развитие в данной области с последующей публикацией результатов этого обмена.

На уровне ЕС было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB), под эгидой которого был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также были сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для конкретной отрасли промышленности, указанной в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" Директивы .

При разработке и актуализации справочников по НДТ Европейское бюро работает в тесном контакте с Институтом перспективных технологических исследований (IPTS) (Испания, г.Севилья), который является исследовательским центром ЕС, занимающимся вопросами определения НДТ.

Таким образом, начиная с 1996 г., в Европейское бюро стали поступать сведения о НДТ. Эти сведения предоставлялись государствами - членами ЕС, а также европейскими промышленными объединениями и ассоциациями. На основе анализа полученной информации технические рабочие группы разработали серию справочников по НДТ для различных отраслей промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируют с учетом достижений научно-технического прогресса.

Европейские справочники по НДТ (англ. BREFs, Best available techniques REFerence document - справочный документ о наилучших доступных технологиях) представляют собой документы, содержащие пошаговое описание НДТ для каждой из отраслей промышленности, перечисленных в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" директив , . Эти справочники используются компетентными органами при выдаче хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также самими хозяйствующими субъектами при формировании своей экологической политики.

Европейские справочники по НДТ не имеют статуса предписаний, в них не устанавливаются предельные значения выбросов/сбросов, лимитов образования отходов для определенного промышленного сектора.

Значительный вклад в информирование всех российских заинтересованных сторон о НДТ, справочниках ЕС по НДТ и методологических подходах к определению НДТ внесли эксперты Проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация" (идентификационный номер EuropeAid/123157/C/SER/RU), реализованного в Российской Федерации в 2007-2009 гг. .

Серия справочных документов по НДТ включает "вертикальный" сектор специальных справочников ЕС, адресованных одной и более отраслям промышленности, перечисленным в приложениях 1 к директивам , , и "горизонтальный" сектор предметных справочников ЕС, имеющих сквозной характер и адресованных всем отраслям промышленности.

Концепция НДТ в смысле комплексного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, предусмотренная директивами , , учитывает возможные экономические затраты и экологические выгоды, получаемые в результате реализации НДТ, а также направлена на комплексную защиту окружающей среды с учетом предотвращения новой и более серьезной экологической угрозы экосистемам, возникшей из-за ликвидации другой угрозы.

Несмотря на постоянное развитие технологий, из-за чего точное определение наилучшего способа становится проблематичным, все же остается возможным в течение относительно короткого периода выбрать среди всех имеющихся технологий наилучшую, что и было сделано в европейских справочниках по НДТ. Однако для того чтобы определить наилучшую технологию в конкретных практических условиях, необходимы критерии, зависящие от субъективных решений. Например, при выборе между автомобилем, поездом и велосипедом (в качестве транспортного средства) критериями могут быть время, удобство, стоимость и, что наиболее важно для области применения настоящего стандарта, минимизация ущерба окружающей среде. Если единственным критерием является недопущение/минимизация ущерба окружающей среде, велосипед будет наилучшим выбором. Также велосипед выгоден и с точки зрения экономических затрат. Однако если запас времени на поездку ограничен, лучшим вариантом будет поезд или автомобиль. Если же учитывать комфорт при поездке, на первое место выйдет автомобиль - для тех, кто не любит путешествовать в большой компании, или поезд - для любителей почитать или поспать в дороге. Этот простой пример показывает, что для разных пользователей будут наилучшими разные технологии .

Этот же принцип применим и для крупных промышленных предприятий, например для электростанций. С точки зрения защиты окружающей среды наилучшим решением было бы применение электроэнергии, выработанной на солнечных элементах, но это может оказаться слишком дорогим или даже невозможным вариантом, например в условиях Заполярья. Если на территории имеются большие залежи каменного угля, то наилучшим вариантом будет ТЭЦ, работающая на этом угле, хотя в этом случае может быть оказано значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В директивах , "наилучшие" означает "наиболее эффективные в достижении высокого уровня защиты окружающей среды в целом"; "доступные" означает, что при выборе технологии необходимо учитывать затраты, а условия их внедрения должны быть экономически целесообразны, т.е. отправной точкой являются экологические характеристики. Но окончательное решение о выборе технологии принимают только с учетом ее доступности с финансовой точки зрения.

Такой подход, безусловно, понятен, но все-таки не дает четких правил для определения того, что такое НДТ в конкретной ситуации. Для решения этой проблемы институт VITO (Бельгия) разработал модель для оценки НДТ. В этой модели использован ступенчатый логический подход для принятия решения по НДТ, показанный на рисунке 1 .

Настоящий стандарт разработан с учетом требований Директивы и справочника ЕС .

Целью настоящего стандарта является установление унифицированной терминологии и подходов, гармонизированных с европейскими подходами и методологическими положениями по идентификации НДТ, что информационно и технически облегчит задачи внедрения НДТ хозяйствующими субъектами в конкретных отраслях промышленности.

Рисунок 1 - Логический подход для принятия решения по НДТ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает положения и требования к методологии идентификации наилучших доступных технологий, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду.

Настоящий стандарт распространяется на любые технологические решения, применяемые в процессах хозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.

Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сфере защиты окружающей среды в процессах хозяйственной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 , ГОСТ Р ИСО 14050 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 наилучшая доступная технология; НДТ: Технологический процесс, технический метод, основанный на современных достижениях науки и техники, направленный на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и имеющий установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов.

Примечания

1 НДТ означает наиболее эффективную и передовую стадию в развитии производственной деятельности и методов эксплуатации объектов, которая обеспечивает практическую пригодность определенных технологий для предотвращения или, если это практически невозможно, обеспечения общего сокращения выбросов/сбросов и образования отходов. Учет воздействий на окружающую среду производится на основе предельно допустимых выбросов/сбросов .

2 При реализации НДТ, имеющей установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов, достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги).

3 "Наилучшая" означает технологию, наиболее эффективную для выпуска продукции с достижением установленного уровня защиты окружающей среды.

4 "Доступная" означает технологию, которая разработана настолько, что она может быть применена в конкретной отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения. "Доступная" применительно к НДТ означает учет затрат на внедрение технологии и преимуществ ее внедрения, а также означает, что технология может быть внедрена в экономически и технически реализуемых условиях для конкретной отрасли промышленности.

5 В отдельных случаях часть термина "доступная" может быть заменена словом "существующая", если это определено законодательством Российской Федерации.

6 "Технология" означает как используемую технологию, так и способ, метод и прием, которым объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации перед его ликвидацией с утилизацией обезвреженных частей и удалением опасных составляющих.

7 К НДТ относятся, как правило, малоотходные и безотходные технологии.

8 Как правило, НДТ вносят в государственный реестр НДТ.

3.2 определение НДТ: Установление экспертными и (или) экспериментальными способами области применения, особенностей изучаемого класса технологий на предмет выделения группы НДТ на фоне других существующих.

Примечание - Выработка адекватного (по выбранным критериям) и компактного описания к какому-либо термину.

3.3 оценка НДТ: Подтверждение того, что характеристики НДТ реализованы в соответствии с требованиями нормативной и технологической документации, данная технология экономически приемлема и доступна для применения.

3.4 выбор НДТ: Выявление и установление в результате сравнения характеристик различных технологий, экономического предпочтения и доступности конкретной НДТ на фоне других, существующих в конкретной области деятельности.

3.5 идентификация НДТ: Подтверждение того, что наименование, состав, структура, свойства технологических операций, характеристики негативного воздействия НДТ на окружающую среду, требования энергоэффективности и безопасности для окружающей среды в изучаемой области соответствуют действующим нормативным правовым и иным документам, в результате чего данная существующая доступная технология признается наилучшей.

3.6 методология: Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Примечания

1 Методический подход является результатом приложения методологии к определенной области деятельности.

2 Разница между методом и методологией состоит в том, что метод предполагает конкретные шаги к выполнению задачи, в то время как методология предполагает глобальную стратегию внедрения.

3.7 метод: Инструментальный способ, прием достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Примечания

1 Прием или система (совокупность) приемов практического или теоретического освоения (познания) действительности.

2 Инструкция для пошагового достижения определенной цели.

3 Комплексный подход к организации деятельности во взаимосвязи целей, исполнителей, ресурсов, оборудования и технологий.

3.8 методика: Последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструмента и оборудования для осуществления метода.

Примечание - Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием ответственных исполнителей и порядка использования ресурсов.

3.9 государственный реестр НДТ: Систематизированный банк данных о НДТ, содержащий характеристики технологий и соответствующие технологические, экологические, социальные нормы и нормативы.

3.10 справочник по наилучшим доступным технологиям; справочник по НДТ: Документ, содержащий описания, начиная с добычи сырья и заканчивая отправкой готовой продукции на рынки сбыта, комплексных производственных процессов (технологий, методов), которые признаны НДТ для рассматриваемой категории отраслевых промышленных объектов, включая соответствующие параметры и мероприятия по защите окружающей среды.

Примечание - Информация, содержащаяся в отраслевом справочнике по НДТ, предназначена:

- для оценки показателей допустимого технологического воздействия на окружающую среду, достижимых для хозяйствующего субъекта, с принятием на этой основе решения о целесообразности условий выдачи соответствующего комплексного природоохранного разрешения компетентным органом;

- использования хозяйствующим субъектом при его намерении внедрить НДТ на конкретном объекте хозяйственной деятельности.

3.11 комплексное природоохранное разрешение; КПР: Официальный документ, содержащий письменное подтверждение положительного решения компетентного органа, устанавливающий для хозяйствующего субъекта экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, общие и индивидуальные условия природопользования.

Примечание - Если два хозяйствующих субъекта и более эксплуатируют разные части установки (объекта), они должны получать отдельные КПР.

4 Методология и алгоритмы оценки аспектов комплексного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения при идентификации наилучшей доступной технологии

4.1 Методология, установленная в настоящем стандарте, гармонизирована с Директивой и Справочником ЕС .

4.2 Идентификация НДТ включает четыре последовательно реализуемых этапа:

- определение НДТ;

- оценку НДТ;

- выбор НДТ;

- собственно идентификацию НДТ в конкретных условиях ее применения.

4.3 Алгоритмы и основные принципы методологии идентификации НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду с учетом оценки экономической целесообразности ее внедрения представлены на рисунках 2-5.

Рисунок 2 - Основные принципы методологии определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду

Рисунок 3 - Основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ

Рисунок 4 - Основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий

Рисунок 5 - Обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности

4.4 Логика применения методологии состоит в применении следующих алгоритмов в соответствии с этапами, установленными в 4.2:

- основные принципы определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду (рисунок 2);

- основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ (рисунок 3);

- основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий (рисунок 4);

- обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности (рисунок 5).

4.5 Если на любом из этапов идентификации НДТ, проводимой экспертом компетентного органа, ответы очевидны, то нет необходимости применять все представленные в 4.4 методы. При этом эксперт компетентного органа должен обосновать правомерность своего решения и дать рекомендацию на выдачу КПР в конкретной отрасли промышленности.

4.6 Могут возникать ситуации, когда эксперт компетентного органа должен установить только один аспект для выдачи КПР. Например, если для внедряемой технологии уже известна выгода с точки зрения защиты окружающей среды, то расчет затрат на внедрение технологии может быть использован самостоятельно (без использования методологии оценки НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду).

4.7 Для того чтобы обеспечить максимальный уровень применимости методологии в практических условиях, методы целесообразно разработать по модульному принципу, чтобы они могли быть использованы независимо друг от друга.

4.8 Методические подходы в составе общей методологии, установленные в настоящем стандарте, разработаны в качестве практического инструментария для облегчения процесса принятия решений, в котором участвуют опытные эксперты. Однако для проведения оценок требуются время, материальные и энергетические ресурсы, трудовые затраты, опыт проведения экспертизы. Нередко бывает востребован прагматичный подход при принятии решения. В связи с этим ожидается, что методология будет использована только в тех случаях, когда отсутствует ясное предпочтение какой-либо технологии или когда имеются разногласия относительно того, какая технология является наилучшей, доступной для конкретного применения.

4.9 При идентификации НДТ, выбираемой для внедрения на конкретном объекте хозяйственной деятельности, целесообразно учитывать:

- соответствие технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;

- экономическую и практическую приемлемость данной технологии для объекта хозяйственной деятельности;

- оправданность применения данной технологии с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду.

4.10 При идентификации НДТ учитывают положения, приведенные в приложении А.

4.11 При выборе НДТ, как правило, следует:

- использовать информацию, публикуемую компетентным органом и международными организациями в области НДТ;

- оценивать научно-технический уровень НДТ на фоне технологического развития в отраслях промышленности в Российской Федерации и за рубежом;

- учитывать наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были успешно апробированы в промышленности;

- учитывать время, необходимое для внедрения НДТ;

- учитывать потребление и эффективность использования первичного сырья, включая энергоносители, применяемые в технологическом процессе;

- использовать малоотходные и/или безотходные процессы;

- стимулировать предельное уменьшение использования токсичного сырья;

- документировать характеристики общего воздействия образующихся в процессе хозяйственной деятельности выбросов/сбросов и отходов, других негативных факторов воздействия на окружающую среду в обеспечение нормативов качества окружающей среды на месте воздействия и для предотвращения трансграничного воздействия загрязнений на сопредельные территории;

- вовлекать в хозяйственный оборот выбросы/сбросы и отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности;

- предотвращать аварии и сводить к минимуму их последствия для окружающей среды.

4.12 В тех случаях, когда нормы и нормативы качества окружающей среды содержат более жесткие условия, чем те, которые могут быть достигнуты с использованием НДТ, в условиях, сопровождающих выдачу КПР, необходимо сформулировать и документировать требования к дополнительным мерам, принимаемым в перспективе для обеспечения соответствия НДТ нормам и нормативам качества окружающей среды.

4.13 Вопрос выбора НДТ является ключевым при ее идентификации в сфере методов технологического нормирования. НДТ, выбираемая для конкретного хозяйствующего субъекта, должна соответствовать следующим основным требованиям:

- оправданность применения данной технологии с точки зрения защиты окружающей среды, т.е. с учетом минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду;

- соответствие внедряемой технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;

- экономическая и социальная приемлемость данной технологии для предприятия.

4.14 При выборе НДТ может возникнуть потребность в определении технологии, отличающейся наивысшей экологической результативностью в контексте производственного процесса. В связи с этим может возникнуть ситуация отрицательной корреляции, когда придется делать выбор между необходимостью устранения загрязняющих веществ в различных природных средах и устранением различных выбросов/сбросов в одной и той же экологической среде.

Например, при использовании воды для очистки выбросов в атмосферу загрязняющее вещество переносится из воздуха в сточные воды; при этом в процессе очистки сточных вод расходуются вода и энергия. Это потребление энергии косвенным образом приводит к дополнительным выбросам в атмосферу в пределах той же самой среды (воздух). В главе 2 Справочника ЕС приведена методология оценки взаимного влияния загрязняющих веществ и их комплексного воздействия на окружающую среду, что помогает устранить вероятность отрицательной корреляции и определить, какая из альтернативных технологий обеспечивает самый высокий уровень защиты окружающей среды.

5 Внедрение наилучшей доступной технологии

5.1 Внедрение НДТ хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли промышленности, как правило, ориентировано на обеспечение комплексного подхода по предотвращению и/или минимизации техногенного воздействия и базируется на сопоставлении эффективности мероприятий по защите окружающей среды с затратами, которые должен при этом нести хозяйствующий субъект для предотвращения и/или минимизации оказываемого им техногенного воздействия в обычных условиях хозяйствования, т.е. до внедрения НДТ.

5.2 При внедрении НДТ на объекте хозяйственной деятельности необходимо учитывать затраты на все технологические переделы и потребности в необходимом аппаратурном оснащении производства с учетом затрат хозяйствующих субъектов, ожидаемой экономической целесообразности внедрения НДТ (см. рисунок 5) и воздействия на окружающую среду.

5.3 Метод расчета затрат позволяет правильно сравнить затраты на внедрение рассматриваемых альтернативных технологий. Важным является то, что получение данных об этих затратах и их обработка должны быть прозрачными, что не позволит допустить искажений при оценке вариантов.

5.4 После того как будут установлены реальные экологические воздействия НДТ на окружающую среду и определена стоимость внедрения технологии, необходимо найти баланс между полученными результатами.

5.5 Должны быть рассмотрены критические факторы при определении экономической целесообразности и жизнеспособности внедряемой технологии, которые помогают структурировать процесс обсуждения экономической стороны проблемы внедрения НДТ.

5.6 Настоящий стандарт не содержит положений относительно проверки экономической целесообразности применения НДТ в каждой конкретной ситуации.

Приложение А (справочное). Положения Директивы 2008/1/ЕС и европейской практики, принимаемые во внимание при выборе наилучших доступных технологий

Приложение А
(справочное)

А.1 В общем или в конкретных случаях при выборе для практического применения НДТ, как они определены в Статье 2 (12) Директивы , с учетом возможных затрат и выгод, а также принципов предосторожности и предотвращения загрязнений окружающей среды принимают во внимание следующие соображения:

А.1.1 Использование малоотходной технологии.

А.1.2 Использование менее опасных веществ.

А.1.3 Вовлечение для целей утилизации в хозяйственный оборот выбросов/сбросов и отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности.

А.1.4 Наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были успешно апробированы где-либо на промышленном уровне.

А.1.5 Воздействие на технологии научно-технического прогресса.

А.1.6 Воздействие на окружающую среду образующихся в технологическом процессе выбросов/сбросов и отходов, другие негативные воздействия, имеющие место в процессах хозяйственной деятельности.

А.1.7 Дата введения в эксплуатацию новых или существующих объектов.

А.1.8 Период времени, необходимый для внедрения НДТ.

А.1.9 Происхождение и потребление сырьевых материальных ресурсов (включая воду), используемых в технологическом процессе.

А.1.10 Эффективность потребления энергии и возможности энергосбережения.

А.1.11 Необходимость предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия выбросов/сбросов, отходов и других негативных воздействий, имеющих место в процессах хозяйственной деятельности, на окружающую среду с определением опасностей, которым она подвергается.

А.1.12 Предотвращение аварий и сведение к минимуму их последствий для окружающей среды.

А.1.13 Информация о НДТ, публикуемая международными организациями.

Примечания

1 В рамках обмена информацией, организованного в соответствии со Статьей 16 Директивы , НДТ определяют в общем смысле на основе данных, поступивших из государств - членов ЕС от заинтересованных лиц. Результаты информационного обмена включены в серию справочников ЕС по НДТ.

2 Каждый справочник ЕС по НДТ разработан технической рабочей группой (TWG). Заключения о НДТ в общем смысле в пределах справочника ЕС служат контрольной точкой для того, чтобы помочь в определении условий выдачи КПР на право хозяйственной деятельности при условии использования НДТ или для установления общих обязательных правил в соответствии со Статьей 9 (8) Директивы .

3 Статья 9 (4) Директивы требует, чтобы условия выдачи КПР были основаны на НДТ с учетом технических особенностей рассматриваемой установки, ее географического местоположения и местных экологических условий. В декларативной части Директивы отмечено, что государство - член ЕС самостоятельно определяет, как могут быть учтены эти местные условия. Если имеется необходимость в определении того, какая из альтернативных технологий обеспечивает самый высокий уровень защиты окружающей среды в местных условиях, может быть использован опыт, накопленный применительно к различным условиям защиты окружающей среды.

А.2 В европейской практике применяют термин "наилучшая имеющаяся технология".

А.2.1 Термин "наилучшая имеющаяся технология" означает последние достижения в разработке процессов, установок или эксплуатационных методов, доказавших практическую пригодность в качестве конкретной меры для ограничения выбросов/сбросов и отходов. При определении того, представляют ли собой процессы, установки или эксплуатационные методы наилучшую имеющуюся технологию в целом или в каждом отдельном случае, особо учитывают:

а) сопоставимые процессы, установки или эксплуатационные методы, успешно опробованные в последнее время;

б) технический прогресс и изменения в научных знаниях и понимании проблем;

в) возможность применения такой технологии с экономической точки зрения;

г) временные рамки для установки оборудования как на проектируемых, так и на действующих предприятиях;

д) характер и объем соответствующих сбросов и стоков;

е) малоотходность или безотходность технологии.

А.2.2 Представления о наилучшей имеющейся технологии для конкретного производства будут со временем претерпевать изменения под воздействием технического прогресса, экономических и социальных факторов, а также в свете изменений в научных знаниях и понимании проблем.

Приложение Б (справочное). Перечень справочников ЕС по наилучшим доступным технологиям

Приложение Б
(справочное)

Ниже приведены полные наименования справочников ЕС по наилучшим доступным технологиям, с полным текстом которых можно ознакомиться на сайте Европейского бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений .

1 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание отходов.

2 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка отходов.

3 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Управление отходами и пустыми породами горнодобывающей промышленности.

4 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка шкур и дубление кож.

5 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Стекольная промышленность.

6 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Целлюлозно-бумажная промышленность.

7 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство чугуна и стали.

8 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство цемента, извести и оксида магния.

9 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Промышленные системы охлаждения.

10 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Хлорно-щелочная промышленность.

11 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка черных металлов.

12 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство цветных металлов.

13 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Текстильное производство.

14 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Нефте- и газоперерабатывающие заводы.

15 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство органических химикатов.

16 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Пищевая и молочная промышленность.

17 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Литейная промышленность.

18 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Птицеводство и свиноводство.

19 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Бойни и объекты переработки побочной продукции животного происхождения.

20 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка поверхностей металлов и пластмасс.

21 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство неорганических химикатов (аммиака, кислот и удобрений).

22 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство полимеров.

23 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство продукции тонкого органического синтеза.

24 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство специальных неорганических химикатов.

25 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Промышленная обработка органическими растворителями поверхностей материалов.

26 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство твердых и других неорганических химикатов.

27 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство керамических изделий.

28 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание топлива на крупных промышленных предприятиях в энергетических целях.

29 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Эффективное использование энергии.

30 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Основные принципы мониторинга (производственного контроля).

31 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка сточных вод и отходящих газов, системы менеджмента в химической промышленности.

32 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов/сбросов при хранении и транспортировании сыпучих и опасных веществ и материалов.

33 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения.

Библиография

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Council Directive 96/61/ЕС of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control)

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control)

Отчеты Проекта EC "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация" (идентификационный номер EuropeAid/123157/C/SER/RU)

Янсен Й. (директор Института прикладной природоохранной экономики, Гаага, Нидерланды). Экономические аспекты (частичной) имплементации директивы ККПЗ в Российской Федерации//Экономические аспекты экологической политики в России: Избранные материалы семинаров Проекта Тасис "Гармонизация нормативных баз в области охраны окружающей среды, Россия". М., 2004

Справочник ЕС по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения. Июль 2006 г." ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Economics and Cross-Media Effects. July 2006")

Сайт Европейского бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB): http://eippcb.jrc.es



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011

Укрепление экологической безопасности Российской Федерации, обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, равно как сохранение уникальных природных систем России для настоящего и будущих поколений является одной из важнейших задач государства. В Российской Федерации экологическая ситуация характеризуется как высоким уровнем текущего антропогенного воздействия на окружающую среду, так и значительной величиной накопленного экологического ущерба. В этой связи потребность в более совершенном подходе к правовому регулированию вопросов охраны окружающей среды назрела уже давно.

Одним из основных механизмов государственного регулирования охраны окружающей среды является система нормирования негативного воздействия. Не секрет, что эта система долгое время являлась одним из камней преткновения эффективной реализации государственной природоохранной политики.

В этой связи Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в течение двух с лишним лет велась работа по созданию прочной законодательной основы преодоления проблем в этой области. В итоге был подготовлен и 2 июля 2014 года принят Государственной Думой в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О нормировании»).

Он направлен на совершенствование правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.

Устанавливаемая Федеральным законом «О нормировании» система правового регулирования эффективно усиливает меры государственного управления и надзора в отношении предприятий, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду, при одновременном снятии излишних административных барьеров по отношению к остальным хозяйствующим субъектам.

Принимая во внимание новизну выбранного подхода к правовому регулированию соответствующих отношений в сфере охраны окружающей среды, считаю необходимым заострить внимание на основных положениях Федерального закона «О нормировании», которые позволят вывести российские предприятия на новый уровень экологической эффективности.

Понятийный аппарат

Совершенствование системы природоохранного и смежного законодательства, накопленный опыт правоприменительной практики, равно как развитие системы отношений в сфере взаимодействия общества и природы, вызвало необходимость закрепления новых и изменение прежних правовых понятий и определений.

При подготовке Федерального закона «О нормировании» была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск вольных толкований Федерального закона «Об охране окружающей среды», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Уточнены понятия «нормативы в области охраны окружающей среды», «нормативы допустимых выбросов», «нормативы допустимых сбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)», «наилучшая доступная технология».

Введены понятия «временно разрешенные сбросы», «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели», «технические нормативы», «стационарный источник загрязнения окружающей среды», «передвижной источник загрязнения окружающей среды».

Основные принципы охраны окружающей среды

Основываясь на Конституции Российской Федерации, в целях правовой имплементации общепринятых принципов международного природоохранного права в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены основополагающие начала взаимоотношений в системе «человек – окружающая среда». Положения статьи призваны сориентировать граждан, юридических лиц, а также органы государственной власти в выборе наиболее экологически эффективных стратегий принятия управленческих и иных решений.

Не секрет, что в виду относительной декларативности формулировок ряд положений рассматриваемой статьи не в полной мере реализуют заложенный в них потенциал. Это, в том числе, относится и к одному из важнейших принципов охраны окружающей «загрязнитель платит», который в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ был отражен лишь как «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде».

Федеральный закон «О нормировании», в целях усиления названного принципа, закрепил обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Расширение полномочий органов государственной власти

Принятие Федерального закона «О нормировании» неизбежно влечет за собой необходимость разработки и принятия целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В этой связи необходимыми полномочиями наделяются соответствующие федеральные и региональные органы государственной власти.

Отдельно отмечу, что полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов на объектах регионального государственного экологического надзора закрепляются за субъектами Российской Федерации.

Дифференциация подхода к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О нормировании» предусматривается разделение объектов хозяйственной и иной деятельности на 4 категории:

I – оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II – оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III – оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV – оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Полномочиями по установлению критериев отнесения объектов к той или иной категории наделено Правительство Российской Федерации. При этом объекту будет присваиваться конкретная категория в момент постановки его на государственный учет.

Новая система нормирования в области охраны окружающей среды

Во-первых, Федеральным законом ограничивается перечень загрязняющих веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования (нормирование). С момента вступления в силу соответствующих положений Федерального закона закрытый перечень таких веществ будет устанавливаться Правительством Российской Федерации:

С учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

С учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

При наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Во-вторых, основанием установления конкретных нормативов качества окружающей среды определены не только результаты лабораторных исследований, но также данные наблюдений за состоянием окружающей среды в отношении территорий и акваторий.

В-третьих, перечень нормативов допустимого воздействия на окружающую среду дополнен технологическими и техническими нормативами.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. При этом устанавливаться они будут на основе технологических показателей наилучших доступных технологий. Такой порядок будет введен после разработки или пересмотра справочников наилучших доступных технологий.

Технические нормативы будут устанавливаться техническими регламентами в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды.

Наилучшие доступные технологии (НДТ)

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» области применения НДТ будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. При этом к таковым могут быть отнесены и оказывающая значительное негативное воздействие на окружающую среду хозяйственная и иная деятельность, а также технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь, технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, будут определяться в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области уполномоченным органом исполнительной власти исходя из следующих критериев:

Наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Методические рекомендации по определению технологии в качестве «наилучшей доступной», как и соответствующие справочники НДТ, также будут разрабатываться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом справочники наилучших доступных технологий должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет.

По истечении установленного Федеральным законом «О нормировании» переходного периода к 2018 году вступит в законную силу требование о проектировании, строительстве и реконструкции отнесенных к областям НДТ объектов с учетом технологических показателей НДТ. В отдельных случаях с 2020 года будет введен запрет выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который относится к областям применения наилучших доступных технологий.

Государственный экологический надзор

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» федеральный государственный экологический надзор будет организовываться и осуществляться на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, теперь определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Субъекты Российской Федерации будут организовывать и осуществлять государственный экологический надзор на объектах, не включенных в данный перечень.

В отношении объектов IV категории плановые проверки государственного экологического надзора не предусмотрены.

Комплексные экологические разрешения

В отношении объектов I категории Федеральный закон «О нормировании» предусматривает замену трех видов разрешительной документации (разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов) комплексным экологическим разрешением.

В случае невозможности соблюдения технологических нормативов, равно как нормативов допустимых выбросов или сбросов, у хозяйствующего субъекта возникает обязанность подачи совместно с заявкой на получение комплексного экологического разрешения дополнительно:

Проекта программы повышения экологической эффективности;

Планируемых временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, и на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также после ее реализации.

Выдача комплексного разрешения отнесена к полномочиям определенного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. При этом в нем отражаются:

Технологические нормативы;

Нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I , II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

Нормативы допустимых физических воздействий;

Лимиты на размещение отходов производства и потребления;

Требования к обращению с отходами производства и потребления;

Программа производственного экологического контроля;

Срок действия комплексного экологического разрешения.

Необходимо заострить внимание на том, что комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, которые повлекли за собой изменение количественных или качественных показателей негативного воздействия на окружающую среду.

Декларации о воздействии на окружающую среду

В соответствии с Федеральным законом декларацию о воздействии на окружающую среду будут подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных ко II категории. Одновременно с декларацией хозяйствующие субъекты обязаны будут представить расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

При этом декларация может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронной форме, с соответствующим уровнем защиты информации посредством цифровой подписи.

Необходимо отметить, что при условии неизменности технологических процессов основных производств, а также качественных и количественных характеристик негативного воздействия на окружающую среду, декларация должна будет подаваться 1 раз в семь лет.

Экономическое стимулирование

Федеральный закон «О нормировании» предусматривает направленную государственную поддержку хозяйствующим субъектам в целях повышения эффективности той их деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды. При этом будет осуществляться содействие в:

Инвестировании внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия;

Экологическом образовании и информационной поддержке мероприятий по снижению воздействия, использование возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов;

Разработке новых методов контроля загрязнения и иных эффективных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддержка будет осуществляться посредством предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также государственных капиталовложений.

Государственная экологическая экспертиза

Одной из важнейших целей Федерального закона «О нормировании» является восстановление института государственной экологической экспертизы. В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-Фз «Об экологической экспертизе» внесены изменения, расширяющие перечень объектов экспертизы. Теперь государственная экологическая экспертиза будет проводиться также в отношении:

Проектной документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории;

Материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

Кроме того, проведение государственной экологической экспертизы переносится на более раннюю стадию проектирования - до разработки проектной документации. Также сокращаются сроки организации и проведения экспертизы, а положительное заключение государственной экологической экспертизы становится бессрочным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, осуществление которых влечет плату. В частности, это:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

Размещение отходов производства и потребления.

Платежной базой в свою очередь является количество загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников в окружающую среду в виде выбросов, сбросов, а также количество размещенных в отчетном периоде отходов. Она определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении веществ, включенных в соответствующий перечень.

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются понижающие и повышающие коэффициенты.

Коэффициент 0:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий;

За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 1:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 25:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Следует отметить, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает плательщиков от обязанностей по осуществлению мер по снижению негативного воздействия, возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности, а также от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность

Федеральным законом «О нормировании» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-первых, расширен состав информации, за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой предусмотрена административная ответственность. Теперь в ее состав входят:

Данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

Информация, содержащаяся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

Декларация о воздействии на окружающую среду;

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение в 2-4 раза размеров административных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также дополняется новыми статьями, предусматривающими административную ответственность за:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.

В заключение отмечу, что Федеральный закон «О нормировании» является фундаментом для устойчивого развития России, он носит комплексный характер. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования и должны быть в максимальной степени эффективно реализованы на территории Российской Федерации.

Это позволит нашей стране к 2020 году выйти на мировой уровень экологической эффективности с модернизированным производственным сектором и высочайшим уровнем экологической ответственности во благо настоящих и будущих поколений.

Кашин Владимир Иванович,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер, которые направлены на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на принципы наилучших доступных технологий. В 2014 году федеральным законом N219-ФЗ внесены соответствующие поправки в федеральный закон об охране окружающей среды, ориентированные на минимизацию экологического вреда.

Основная часть работы в этом направлении предусматривает разработку справочников по НДТ. Они, с одной стороны, будут применяться предприятиями для подготовки корпоративных программ внедрения наилучших доступных технологий, с другой - регулирующие органы, ориентируясь на справочники, определят, насколько производство отвечает тем или иным экологическим требованиям. От этого будет зависеть размер платы за негативное воздействие на окружающую среду или получение дополнительных мер поддержки.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие воздействие с превышением предельных технологических нормативов НДТ, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства. В качестве ужесточающих санкций будет увеличена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Для усиления стимулирующей роли предусмотрено поэтапное повышение коэффициентов, применяющихся к ставкам платы за выброс и сброс и размещение отходов с превышением установленных нормативов.

Наилучшая доступная технология (НДТ) представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 №1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 № 2674-р утверждены области применения наилучших доступных технологий (НДТ)

По данным специалистов Минприроды, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в производство промышленных предприятий является приоритетной программой развития, разработанной в целях защиты экологии. Визит экспертов на Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, отмечающий в этом месяце свой 75-летний юбилей, показал, что это предприятие является образцовым примером использования НДТ в своей деятельности.

Что такое НДТ?

Понятие НДТ или наилучших доступных технологий в означает применение последних, передовых достижений науки и техники в работе промышленного предприятия, негативное воздействие которых на природу сведено к минимуму, а сроки их эксплуатации и уровень безопасности для человека соответствуют существующим нормативам. Иными словами - экономически доступные и выгодные для широкого использования технологии, отличающиеся минимальным вредоносным влиянием на экологию.

НДТ - термин, пришедший в Россию с запада. Именно в Евросоюзе впервые в 1984 году был разработан и внедрен принцип НДТ, относящийся, на тот момент, к защите атмосферного воздуха от вредных промышленных выбросов.

Среди российских экологов этот принцип распространился совсем недавно - в 2014 году, 30 декабря, были утверждены первые национальные стандарты НДТ, подготовленные специально созданным Бюро наилучших доступных технологий.
На сегодняшний день существуют следующие положения и предварительные национальные стандарты НДТ, принятые в России:

Стандарты вступили в силу с января 2015 года и считаются действительными через 3 года.

Использование наилучших доступных технологий

Программа перехода на повсеместное использование НДТ предусматривает для промышленных предпринимателей целую систему мотивации - частью ее является снижение ежегодных экологических платежей взамен на повышение конкурентоспособности объекта и усиление экологической безопасности. Тем не менее, на сегодняшний день эта программа еще нуждается в отладке, признают специалисты. Примеры наилучших доступных технологий содержатся в справочниках и относятся, в основном, к области переработки отходов: это мусоропогрузочные станции, сушильные установки, сжигательные печи, устройства гидрообработки и т. д. - но пока еще не все промышленные предприятия могут позволить себе такой переход.

Наилучшим примером внедрения НДТ экологи признают Архангельский ЦБК, открывший 5 июня этого года новый цех по производству целлюлозы, полностью работающий с помощью современных технологий. Модернизация производства выгодна комбинату и с точки зрения экономии, и с точки зрения повышения стабильности и безопасности производства.

Снижение себестоимости обработки сырья для промышленного объекта и снижение вредного воздействия на экологию - лишь часть преимуществ внедрения НДТ, отмечают специалисты Минприроды, высказывающие надежду на то, что ЦБК в Архангельске станет одной из первых успешных «ласточек» новой программы.



error: Контент защищен !!