Создание мультимедийного контента по физике. Сетевой мультимедийный контент: Потребителям нравится, но кому достанется прибыль

ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники

Тема:

Создание мультимедийного контента по физике

Выполнил:

Янгличев Рамиль Рафикович

студент группы МДФ-112

Проверила:

Кормилицына Татьяна Владимировна

доцент, кандидат физико-математических наук

Саранск 2017

1. Понятие «Мультимедийный контент»

Мультимедийный контент представляет собой место на диске или в сети, которое заполнено разнообразной информацией. Это может быть разнообразное наполнение, которое очень часто используется обычными пользователями. Классификаций мультимедийных контентов существует огромное множество.

По виду информации:

    Графическая. К такому виду информации относят рисунки, картины, фотографии. Самый распространенный контент на сегодняшний день.

    Текстовая. К этому пункту стоит отнести различные книги и пособия, которые скачиваются из контента постоянно. Этот контент обычно используется на электронных книгах.

    Анимация. К контенту такого типа относятся музыкальные клипы и новинки фильмов. Чаще всего этот тип распространяется для скачивания на стационарных устройствах.

    Звук. Тут можно сразу представить себе различные музыкальные новинки, которые с легкостью прослушиваются в сети.

По востребованности:

    На конечного потребителя.

    На специалиста.

    На подготовленного потребителя.

По внешнему виду:

    Текстовая. Действие осуществляется по принципу, как только нажал, так сразу можешь и пользоваться ресурсом.

    Символьная. Чтобы получить доступ к контенту, такой способ является самым распространенным. Здесь нужно правильно отгадать рисунок или ввести сочетание символов. Принцип основан на идентификации пользователя.

    Графическая. Такой вид обычно не применяется на повседневных сайтах, потому что рассчитан на более продвинутого пользователя. Тут стоит включать логику и абстрактное мышление, чтобы правильно воспользоваться информацией.

    Приложения из мультимедийного контента делятся на 4 категории:

    Линейный. Такой способ используется для всестороннего изучения товара или услуги. Перед тем, как выбрать подходящий вариант, стоит изучить все нюансы, потому что структура построена линейно. Структура очень редко используется на сайтах мультимедийного контента.

    Управляемый линейный. Такой метод применяется для более точного следования к конкретному товару или услуге. Это позволяет останавливать свое внимание на отдельной категории, которая нужна посетителю.

    Интерактивный. В этом случае пользователь сам может использовать всю необходимую информацию из представленного списка. Это упрощает и ускоряет поиск нужной услуги.

    Комбинированный. Такой способ помогает тщательно определиться с выбором подходящего метода. Он используется, когда нужно объединить имеющиеся данные и воспользоваться услугой.

По назначению:

    Игровые.

    Обучающие.

    Информационные.

    Рабочие.

2 Особенности разработки мультимедийного контента

«Мультимедийность» в e-Learning подразумевает использование в электронном учебном материале разных способов и форм подачи информации. Простейший пример: текстовый курс с видеовставками – это уже мультимедийный продукт. Добавление других методов подачи – звуковое сопровождение, интерактивные схемы и графики, игровые механики, симуляторы и др. – расширяет мультимедийную составляющую учебного материала.

Ключевое преимущество электронного обучения – это гибкость форм и методов представления информации, которое обеспечивается именно мультимедийностью. При работе с исходными материалами методологи определяют, какой фрагмент материалов будет оптимально подать в той или иной форме. Их цель – чтобы конечный продукт был построен так, чтобы для освоения каждой новой информации применялся подходящий для этого метод, и чтобы материалы усваивались проще, быстрее и глубже. Сложные интерактивные элементы, анимированные видеоролики и схемы, а также звуковое сопровождение доступны в любом курсе и применяются чаще всего. Видеоролики и трёхмерные модели – это более сложные и более трудозатратные формы подачи информации, применение которых оговаривается до начала работ. При этом не следует путать мультимедийность с разнообразием. Необходимость использования разных способов представления разной по содержанию информации – это в первую очередь педагогическая задача, а не декоративная.

При планировании мультимедийного курса необходимо помнить ключевую вещь – в мультимедийный контент гораздо сложнее вносить изменения после создания, чем в текст или простые рисунки. Все «продвинутые» виды контента электронных курсов разрабатываются специалистами и являют собой законченные фрагменты, которые впоследствии объединяются в связный учебный материал. Если в любой завершённый и уже отлаженный компонент e-learning вносить изменения, последствия для всего продукта будут варьироваться. В случае текстовых или незначительных графических правках последствия не критичны и не влекут значительных задержек. Но когда речь заходит о сложном мультимедийном контенте электронных курсов, риски, связанные с изменениями, существенно вырастают.

3. Мультимедийный контент по физике

Существует еще одна острая проблема – проблема обеспечения курса физики оборудованием для лабораторного и демонстрационного эксперимента. В сложившейся ситуации необходимо искать пути выхода из этого тяжелого положения. И вот один из них – это использование компьютера на уроках.

Использование компьютера на уроке интенсифицирует учебный процесс, повышает уровень наглядности подачи материала, создает условия для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин, позволяет с легкостью вернуться к пройденному материалу.

Компьютер на уроке играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации основных идей курса, проверки качества знаний, решения задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Существенно расширяются возможности самореализации ученика, резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и создании презентаций. Эта форма работы оказалась пригодной для отстающих по физике, но хорошо владеющих навыками работы на компьютере учащихся, так как позволяет им стать более успешными в освоении материала. Создает условия для ситуации успеха и защита реферата по предмету с использованием программы Power Point, а также создание электронных досок, которые при минимальных затратах времени помогают представить рисунки, схемы, графики с изменяющимися параметрами.

Использование мультимедийных технологий обеспечивает ускорение темпа урока, наглядность подачи материала за счет звука и движения, исследовательский характер обучения посредством планомерного накапливания экстренных наглядных пособий, позволяющих с легкостью вернуться к пройденному материалу.

Все это способствует систематизации знаний учащихся. Учитель, разумеется, поначалу вынужден тратить довольно много времени на подготовку электронных досок, зато работа на уроке не только ускоряется, но и значительно облегчается. Материал усваивается учащимися значительно лучше.

Список полезных ссылок:

    Мультимедийный контент:

    Классная физика для любознательных:

    Темы школьной физики:

    Разделы Физики:

    Особенности разработки мультимедийного контента:

Исследователи М. М. Лукина и И. Д. Фомичева, говоря о специфике сетевых СМИ, отмечают, что при их рассмотрении необходимо выделить дополнительные типоформирующие факторы, которые характеризовали бы особенность нового вида СМИ. К ним авторы относят интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Благодаря этим уникальным свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, журналисты могут:

1) Расширить не только объемы информации, но и ее содержание,

2) Выразить смысл послания с помощью разных кодов общения,

3) Использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене [Лукина, Фомичева 2005: 47-48].

Гипертекстуальность . Гипертекст - текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет читать его не только горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь».

Рассматривая гипертекстовые ссылки с точки зрения веб-дизайнерских решений, можно выделить два основных подхода: ссылки размещаются в «теле» текста (при этом они, как правило, выделяются с помощью графических элементов - например, другого цвета) или они выносятся в боковое меню, расположенное за пределами и, как правило, сбоку от основного материала.

Гиперссылки могут быть контекстуального (расширение контекста) и тематического характера (расширение тематики). Тексты, соединенные с помощью гипертекстовых ссылок, могут соединяться либо с другими частями того же сайта (внутренние связи), либо с другими сайтами, находящимися где-то в Интернете (внешние связи). Мария Лукина отмечает, что «российские информационные ресурсы предпочитают чаще использовать внутренние ссылки, чем внешние, тем самым не позволяя пользователям «уйти» с сайта». [Лукина, 2010: 82]

Мультимедийность . По словам Кульчицкой, «Слово «мультимедиа» возникло в 90-е годы прошлого века как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т. е. слияние всех каналов передачи информации - периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета - в одно целое». [Кульчицкая 2012: 101] Мультимедийность, таким образом, стала постоянной характеристикой медийных Интернет-продуктов. При этом, мультимедийный контент имеет четко выраженные черты: модульность, интерактивность, гипертекстуальность, неиерархичность, а также, комбинацию ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя.

Интерактивность . Свойство коммуникативной интерактивности считается третьим специфическим органичным свойством Интернет-СМИ. Однако говорить об интерактивности исключительно применительно к этому каналу некорректно. В печатных СМИ существуют такие формы интерактива, как письма и пресс-анкеты. На радио и телевидении популярны звонки в эфир, опросы. Однако в массовом масштабе потребитель продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, который по своей природе является односторонним. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями, он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей.

Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ от интерактивности в традиционных СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е. не «газета» – «почта», или «радио» – «телефон», а «Интернет» – «Интернет». Интерактивное общение может протекать в чатах, форумах, социальных сетях, электронной переписке.

Помимо интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности Интернет-СМИ, которые выделяют М. В. Лукина и И. Д. Фомичева, А. А. Калмыков и Л. А. Коханова отмечают «инфоцентричность (возможность глубокой иерархичности информации), персональный подход, мгновенность, измеримость, гибкость, экономичность». [Калмыков, Коханова 2005]

В практику масс-медиа вошли мультимедийные технологии, а вместе с ними – и мультимедийные продукты. Они создаются с помощью многих знаковых систем из информации, получаемой всеми органами чувств, и обладают способностью передавать ее многообразие, воздействуя на все органы чувств адресата и вызывая у него мультисенсорные переживания. Д. Ю. Кульчицкая утверждает, что «внедрение мультимедийных технологий в процесс массовой коммуникации вызывает огромные трансформации в индустрии СМИ и в журналистике как таковой. Во-первых, изменяется структура редакций, которые переходят на конвергентную модель функционирования. Во-вторых, изменяются роли и компетенции журналиста: ему приходится осваивать новые способы работы. Если раньше корреспондент мог отправиться на задание только с ручкой и блокнотом, то теперь он должен владеть новой техникой, поскольку обязан приносить в редакцию контент, представленный в разных знаковых системах. Его произведение включает в себя текст, звук, видеокартинку, фото и т.д.». [Кульчицкая, 2011] По итогу работы рождается новый тип медиатекста – мультимедийная история, составленная из разных частей и отражающая разные стороны освещаемого события. Такая история считается вершиной деятельности конвергентной редакции, ее эталонным продуктом.

Теоретики Интернет - СМИ дают следующее определение такому медиапродукту: «Мультимедийная история или статья – журналистский материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ – текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события». [Качкаева, 2010]

Эксперты американского агентства Associated Press придерживаются атомно-молекулярной теории мультимедиа. Они считают, что любая мультимедийная история состоит из так называемых “инфоатомов” и “инфомолекул” (статичной иллюстрации, фоторепортажа, аудиоиллюстрации, видеосюжета и т.д.), при интеграции которых получается полноценный мультимедийный продукт. То есть любой мультимедийный материал состоит из нескольких относительно независимых информационных единиц, которые связаны единым сюжетом и при объединении создают многогранный образ того, о чем рассказывает журналист. Следует отметить, что такой мультимедийный продукт обладает особыми свойствами.

Голландский исследователь Т. Ван Дийк (T. van Dijk) рассматривает следующие характеристики мультимедиа: стратификацию, модульность и манипулятивность. Под стратификацией он подразумевает то, что пользователи могут найти больше информации об интересующем их вопросе и интерпретировать данные, упакованные по-разному: в виде текста, цифр, иллюстраций, фото, видео, анимации, звуков и т.д. Модульность в понимании исследователя связана с тем, что информационные базы данных состоят из отдельных частей (модулей), которые пользователь может отыскивать по отдельности или в любой удобной для него комбинации. И третья характеристика – манипулятивность, которая позволяет пользователю перетасовывать модули информации в любой последовательности.

Одна из характерных особенностей мультимедийного контента связана с тем, что мультимедиа обладает большой интерактивностью. Этот новый тип медиатекста позволяет аудитории из пассивного потребителя стать активным пользователем, имеющим возможность выбирать последовательность, в которой будет усваивать информацию. Кроме того, новая степень интерактивности СМИ позволяет аудитории превратиться и в производителя информации. Сегодня любой обладатель камеры или фотоаппарата может стать поставщиком контента для масс-медиа.

Существенно, что мультимедиа, несмотря на очевидную новизну, имеют глубокие корни, так как представляют собой воплощение идеи, к которой стремилась журналистика на протяжении всей своей истории. Средства массовой информации всегда пытались вовлечь как можно больше органов чувств в восприятие информации. Сначала газета предлагала читателю картинку и текст, работая со зрением, радио начало работать со звуком и задействовало слух, телевидению удалось интегрировать уже три типа информации (текст, картинку и звук). Мультимедиа же дало возможность воздействовать на множество органов чувств одновременно.

«Появление мультимедиа стало возможным благодаря цифровой платформе, позволившей объединить разные типы информации, и развитию Интернета как плодородной среды, к которой имеют доступ множество пользователей. Причина того, что мультимедийные технологии получили такое распространение именно сейчас, связана с особенностью наших дней: на аудиторию обрушился огромный поток информации, а время на освоение этого потока ограничено» - пишет О. Силантьева. [Силантьева, 2013] Действительно, потребителю продукции масс-медиа приходится просматривать содержание СМИ на бегу. А мультимедийный контент является наглядным и способствует быстрому усвоению информации, что, безусловно, является преимуществом в сегодняшней информационно насыщенной среде.

Итак, Интернет-СМИ, наряду с родовыми признаками, характерными для всех средств массовой информации, обладают тремя основными особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы.

Во-первых, гипертекстуальностью, которая предоставляет уникальные возможности производителям медиапродукта повысить полноту и достоверность информации, а пользователям - читать текст не только линейно, но и вглубь, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.

Во-вторых, мультимедийностью, т. е. возможностью передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной.

В-третьих, интерактивностью, т.е. многостороннему информационному обмену с потребителем, причем как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.

Сегодня слово «контент» активно используется во всех развлекательных сферах, начиная от обычных сайтов и заканчивая мобильными устройствами. Нередко это понятие вводит в ступор пользователей современных гаджетов. На самом деле все предельно просто. Рассмотрим подробнее, что такое мобильный контент, как им пользоваться и отключать.

Контент: общее определение

Каждый блог, интернет-магазин или любой другой ресурс представляет собой оболочку, внутри которой есть наполнение в виде текста, картинок, видео, аудиофайлов и многого другого. Это и есть контент. Многие относят к нему только текстовые статьи и заметки, но на самом деле он представляет собой все, что входит в оболочку сайта.

Если зайти на любой сетевой ресурс, то все, что человек видит на мониторе компьютера, планшета или телефона, как раз и будет контентом. Грубо говоря, книга, в которой нет текста и картинок, представляет собой пустую оболочку. То есть в ней нет контента. То же самое и с сетевыми ресурсами.

Если же говорить о том, что такое мобильный контент, то тут справедливо аналогичное сравнение. Однако в ситуации со смартфонами есть некоторые отличия, так как в этом случае пользователи просматривают страницы не только в Интернете, но и пользуются различными «полезностями» от сотовых провайдеров. Рассмотрим подробнее.

Что такое мобильный контент на телефоне

Если речь идет о современных смартфонах, то в этом вопросе сотовые операторы развиваются очень активно. По сути, мобильный контент также представляет собой некое информационное или развлекательное наполнение. Только в этом случае оно полностью адаптировано под мобильные устройства, то есть правильно отображается на миниатюрном экране девайса.

Если продолжить углубляться в вопрос о том, что значит мобильный контент, то стоит сказать несколько слов о подписках. Практически все провайдеры предлагают услуги «Слушай новую мелодию каждый день» или «Обнови свой рингтон». По большому счету они представляют собой платный контент. Пользователь ежемесячно выплачивает определенную сумму денег или отправляет СМС, после чего получает от мобильного оператора новую игру, картинку, мелодию и т. д.

Однако все не ограничивается только этим. Говоря о том, что такое мобильный контент, нельзя не упомянуть современные сервисы, которые предлагают своим пользователям операторы:

  • Новый метод скачивания MP3-файлов. Очень скоро монополия iTunes может быть разрушена, так как уже сегодня полноразмерные музыкальные дорожки можно скачивать за считанные секунды. При этом пользователи могут создавать виртуальные диски с музыкой и пользоваться ними совершенно бесплатно.
  • Телевидение. Это еще одна разновидность развлекательного контента для мобильного телефона. Сегодня смотреть любые передачи, идущие в прямом эфире по ТВ, можно практически с любого современного мобильного устройства. При этом не нужно приобретать тюнеры или любое другое оборудование.
  • Контент для мобильных планетариев - новое слово развлекательных ресурсов. Сейчас владельцы смартфонов могут смотреть удивительные и реалистичные изображения звездного неба. В таком контенте задействованы 3D-технологии, поэтому зрелище получается незабываемым. Для тех, кому лень идти в настоящий планетарий, такой контент придется по вкусу.

Провайдер

Это еще одно не совсем понятное слово для пользователей мобильных устройств. На самом деле все предельно просто. Контент-провайдер - это компания, которая владеет правами на трансляцию, продажу или свободное распространение какого-либо информационного или развлекательного содержимого. При этом владельцем может быть не обязательно оператор сотовой связи. Сегодня в Сети можно встретить мобильный контент от «Сникерс», различных банков, онлайн-кинотеатров и прочих организаций.

Покупка контента: как не прогадать

При приобретении платного контента у сторонних и малоизвестных компаний существует риск отдать деньги и ничего не получить взамен. Акции с красочными картинками и зазывающими баннерами не должны вводить пользователей в заблуждение.

Лучше всего приобретать контент (мелодии, анекдоты, картинки и т. д.) у сотовых провайдеров, которые вызывают больше доверия. Но что делать, если именно операторы мобильной связи постоянно навязчиво высылают свои предложения или вовсе списывают деньги.

Как отключиться от контента «Теле 2»

  • Зайти в личный кабинет на официальном сайте провайдера.
  • Перейти в раздел «Управление подписками».
  • Отключить все ненужные опции.

Либо можно просто отправить СМС на номер 605, указав в нем следующую комбинацию: «стоп (идентификатор)». У каждого приложения или подписки есть свой числовой номер, который как раз и нужно вписать.

Как отключить контент от МТС и «Мегафона»

Чтобы избавиться от этих провайдеров, необходимо тоже посетить официальные сайты операторов. Процедура такая же. Сначала необходимо зарегистрироваться и войти в свой профиль. Потом достаточно найти информацию о подключенных подписках и отменить их.

Проблема заключается в том, что контент-провайдеры очень часто действуют наглым способом и без предупреждений активируют те или иные опции. Поэтому будет полезно периодически заходить на страничку оператора и проверять, не появилось ли в личном кабинете новых подписок. Зная, что такое мобильный контент, можно не только использовать его, но и самостоятельно создавать интересные информационные ресурсы для телефонов. При этом можно зарабатывать неплохие деньги.

Помните фильм «Формула любви» про графа Калиостро, который приехал в захолустную русскую деревню? Там есть сюжет, когда во время обеда, устроенного гостеприимными хозяевами, главный герой старается закрепить репутацию чародея. Он закуривает от собственного самовоспламеняющегося пальца, с аппетитом закусывает металлическими столовыми приборами – но все тщетно: местные жители были люди ушлые, повидали многое, их не удивил даже заявленный возраст гостя в 2000 лет и его возможность оживить мраморное изваяние – объект страсти местного молодого человека. Бедняга Калиостро был ограничен в своих возможностях! Знал бы он возможности современного мультимедиа…

… Как насчет проваливающегося пола в музее, обнажающего многоуровневые раскопки, живые императоры, злоупотребляющие алкоголем и не стесняющиеся присутствия посетителей, среди которых дети, между прочим… А летающие объекты, не всегда даже опознанные? А стерео-предметы без проектора и очков в любом ракурсе? А весьма гастрономически настроенная подплывающая к тебе акула? Вот лишь малая толика того, что позволяют сделать современные железки в сочетании с грамотно сделанным наполнением. Как создают правильное наполнение для музейных инсталляций в по-петербургски интеллигентной компании «АСКРИН» - нам рассказали ее сотрудники - непосредственные разработчики и создатели такого контента.

ЗНАНИЙ ИЛИ ЗРЕЛИЩ?

Перед любым музеем сегодня стоит задача привлечения посетителей, для этого уже не достаточно наличия ценных экспонатов – необходимо их «вкусно» подать, причем с элементами интерактивности и стереоизображения – словом, интеллектуального развлечения. В особенности если стоит задача работы с детской аудиторией: поколения, взращенные на спецэффектах «Аватара», PlayStation и стратегиях WarCraft, не будут довольствоваться печатным словом на табличке и рассказом экскурсовода в очках в роговой оправе.

На рынке выросло множество компаний, способных сделать мультимедийную инсталляцию любой сложности. В том числе и для музеев. Однако для многих подобных проектов вопрос грамотного контента остается сложно разрешимым. Зачастую отечественные заказчики не имеют должного представления о том, что им действительно нужно: они приходят и просят «сделать красиво». Деньги на проект у них в таких случаях, как правило, уже есть. Поэтому первый вопрос, на который мы стараемся получить ответ от будущего заказчика: какие цели он преследует, ввязываясь в проект. Это может быть абстрактное привлечение посетителей в случае с музеями. Или создание новых информационно-образовательных программ, если речь идет о культурных центрах. Далее мы уточняем, планирует ли музей просвещать людей по прежним направлениям или планируются какие-то новые. Если это музей при какой-то коммерческой организации или промышленном предприятии, то широкой публике он вряд ли будет интересен, если не придумать способы интересно и наглядно рассказать, например, о новой технологии или создании чего-то полезного…

Поэтому мы стараемся найти для наших заказчиков темы для широкого круга людей: своего рода методика рекламного бизнеса – ищем целевую аудиторию и исследуем ее интересы.

После того, как мы получили ответ на вопрос о целях и задачах проекта, мы пытаемся понять, что клиент готов вложить в проект – речь в данном случае не о деньгах, а о человеческих, эмоциональных, информационных и, если хотите, душевных ресурсах. На этом этапе мы обсуждаем систему взаимодействия с клиентом: кто будет нам помогать, какие источники информации мы сможем использовать, какими понятиями будем оперировать, что можно использовать в проекте из того, что у клиента уже есть – материалы разного формата, визуализация, описания и пр.

Если музей хочет показать объект, который сохранился, лучше делать это вживую. Если нет – нам предоставляют разные иллюстрации описания из разных источников, которые мы можем конвертировать в цифры и на основании полученных результатов создать продукт. Например, не так давно мы делали анатомический стереоатлас человека для медиков: пользователь получал возможность просматривать любой человеческий орган или систему органов во взаимодействии, в любом ракурсе и максимально приближенно к реальности. Понятно, что наши специалисты по 3D-моделированию и стереоэффектам на начальном этапе имели весьма, скажем так, школьное представление об анатомии человека: поэтому мы запрашивали все возможные источники и консультации по предмету изображения – и спустя несколько месяце работы наши сотрудники вполне могли бы сдать экзамен по анатомии в каком-нибудь медицинском вузе.

Похожая ситуация была в проекте моделирования Изборской крепости: на начальном этапе мы располагали изображениями крепости в нее нынешнем полуразрушенном виде. Нам их предоставил заказчик – непосредственно музей крепости. Даже плана крепости не было – мы использовали спутниковые снимки GOOGLE. А потом один наш сотрудник случайно обнаружил в одном журнале, посвященном русским крепостям подробные планы Изборской крепости с фото и репродукциями. Так что нам удалось воссоздать модель крепости, основываясь на ее реальных планах. Музейные сотрудники были крайне и приятно удивлены.

Другими словами, исходными материалами музейного проекта может быть все что угодно. Главное, чтобы заказчик помогал определить их подлинность.

ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ?

При этом контент – это не только моделирование объектов. Это, прежде всего, логика самого проекта, информация и искусство, не побоимся этого слова. Форма подачи этих составляющих – это уже второй вопрос. Информацию можно подать, распечатав на принтере, можно вывести на плазму, а можно – в процессе игры. Мы, как правило, предлагаем несколько разных форм мультимедийных решений – разных как по форме, так и по бюджету. Второе - не самое решающее звено. Самое главное, чтобы были достигнуты цели проекта. Если сделать материал слишком «нагруженным» - атаковать посетителя объемами информации, дать визуальный ряд, потом еще заставить читать текст, смотреть кино и т.д. и все это за короткое время – скорее всего, он мало что запомнит. Если облечь материал в чрезмерно развлекательную форму, то за игрой можно, наоборот, не заметить той информации, которую заказчик хотел донести. Поэтому наша задача – показать оптимальные вариант форм донесения информации, чтобы и голова с памятью у посетителя включились, и еще при этом он развлекся. Но решение всегда за заказчиком, мы лишь показываем ему сильные и слабые стороны того или иного решения.

Мы в нашей работе основной упор делаем на создание графики: «живые» съемки, конечно, тоже присутствуют, но основное – это визуализация «вручную». Иногда мы совмещаем реальные съемки с рисованными материалами. Иногда видео играет роль не столько информационную, сколько эмоциональную: к примеру, в музее воды при Петербургском водоканале на главном экране в начале экскурсии выводится ролик с водными пейзажами, проявлениями водной стихии – все это под музыку. Информации немного, а эмоций у посетителей – море. Из наших разработок для этого музея, помимо непосредственно инсталляции, хотелось бы особо отметить интерактивные приложения для сенсорных столов. «Фишка» музея в том, что вы под чутким руководством экскурсовода переходите от одного мультимедийного узла к другому, у одного – взаимодействуете с информацией, у другого – получаете эмоциональный заряд, у третьего – просто слушаете и довольно часто удивляетесь, потому что раньше этого не слышали. То есть у каждого узла своя задача, на 85% - информационная. На остальные проценты – развлекательная. А интерактивные приложения способствуют усвоению увиденного и услышанного: можно полистать электронные карты Петербурга – слой за слоем, в зависимости от эпохи, посмотреть описание, поиграть… И все это в масштабах большого красочного стола.

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ ИЛИ УТРО В СОСНОВОМ БОРУ?

После того, как мы добились от клиента понимания целей, задач, отдачи, форм подачи информации, мы приступаем к разработке самого проекта. Тут можно выделить три этапа. Первый: создание общей концепции, в процессе которого мы понятными всем участникам словами расписываем задачи проекта. Мы пишем, что из себя должен представлять музей после осуществления проекта и почему люди будут туда приходить. Второй: на этом этапе мы разбиваем будущее музейное пространство на зоны: где будут фильмы, где интерактивные системы, где – экраны и т.п. Здесь же мы пишем сценарий взаимодействия будущей системы с посетителем вплоть до результата нажатия той или иной кнопки на том или ином устройстве. И третий этап – визуализация и подбор референсных материалов. Естественно, на каждом этапе неоднократно происходит согласование результатов с клиентом. Поиск материалов в 99% случаев происходит первоначально в Интернете по запросу по ключевому слову. И вот почему: к примеру, в техническом задании сформулировано: «смоделировать синее море, солнечный пляж». Опыт показывает, что каждый в этот образ вложит что-то свое, поэтому видение этой романтической картинки будет у всех разное. Для этого мы качаем из сети максимальное количество кондиционных картинок, иллюстрирующих этот образ, показываем их заказчику, а он выбирает уже что ближе его глазу и сердцу. Это работает для любого мультимедийного контента, где допускается творчество. Здесь важно достичь компромисса между полетом творчества художника и техническим заданием и видением заказчика. Если второе будет максимально конкретным, меньше шансов ранить и без того ранимую душу художника.

Одним словом, одна из наших основных задач на этом этапе – получить от заказчика максимально конкретные пожелания по формам, цвету, образам, объемам, масштабам моделируемых объектов. Чтобы не было шанса вместо желаемого, условно говоря, портрета крестьянки получить элемент супрематизма.

МОЖНО МЕНЬШЕ ДА БОЛЬШЕ

Большинство государственных музеев, с которыми мы работаем, получают гранты на подобные проекты. Мультимедийные удовольствия не назовешь дешевыми, что, впрочем, логично. Минимальная стоимость 1 единицы контента условно говоря одной станции мультимедиа около 400 тыс. рублей. Десятиминутный стерео-ролик обойдется в 2 млн. рублей. Средняя стоимость интерактивных приложений – от 200 тыс. руб. Мультипликация, двухмерная анимация стоит от 100 долларов за секунду. Стерео-анимация – от 1,5 до 8 тыс. руб. за секунду. Хотя бюджет в любом случае будет зависеть от задач: всегда можно найти решение, исходя из существующих материалов и возможностей.

На сегодня мы располагаем широким мультимедийным инструментарием, который позволяет нам охватить практически все ипостаси музейного бытия: голографический театр «материализует» исторических персонажей. На недавней презентации нашего шоурума мы продемонстрировали настоящего Петра I, при желании он может взаимодействовать с экскурсоводом. Технологически это проектор, отражательный экран, специальная пленка, которая формирует все этот эффект реального изображения и действия, а также самая сложная часть конструкции – система натяжения отражательной пленки. Смысл этой технологии – в возможности формировать изображение вне плоскости экрана, которого просто нет: вы не видите поверхность, поэтому изображение как бы висит в воздухе. Реальный человек может подойти к отображаемому – возможность, полезная для презентации продуктов или для шоу, а также, конечно, для музеев – воссоздания реальных исторических персонажей. Хотя в первых двух случаях речь, скорее, может идти об аренде такого оборудования: для разовых шоу или презентаций приобретать конструкцию нерентабельно.

Еще одно наше средство движения вперед – Promovisor. Его достаточно включить в розетку – и он будет демонстрировать в стерео-формате (вернее, создавать иллюзию трехмерности) любого предмета в любом его ракурсе. Не нужно ни проектора, ни очков. Технология, схожая по идеологии с голографическим театром – есть возможность сочетать контент с реальными предметами. Правда, есть небольшая загвоздка: если контент заточен под конкретный предмет, если поменять предмет, придется менять контент: недавно разбили бокал, в который наливался трехмерный коньяк. Теперь придется либо бокал такой же искать, либо жидкость перерисовывать… Promovisor – интересный технологический шаг после Digital Signage и у него большое будущее как в рекламном бизнесе, так и в музейном деле. Стоимость такого ящика в зависимости от размера – от 150 тыс. руб.

Еще одна из наших «фишек» - напольная стереопроекция. Здесь требуются очки. Можно заставить посетителей» стоять в воде, лететь по трубе, проваливать куда-нибудь. Мы придумали для одного археологического музея поставить проекторы в коридор, чтобы под посетителями как бы рушился пол (сам пол представлял бы собой большой панорамный экран), а подполом обнаруживались копатели – ведущие раскопки, чтобы летела земля и т.д.

ЗАНУДСТВО СВЫШЕ НАМ ДАНО. ВТОРОЕ СЧАСТИЕ ОНО.

На пути осуществления мультимедийных проектов неизменно стоят две проблемы. Первая связана с исторической ценностью зданий, в которых осуществляется инсталляция. Но это разрешимо: всегда есть возможность найти оптимальное решение – как технологическое, так и дизайнерское. Важно только заложить это решение еще при разработке проекта.

Мир меняется. На первое место выходит максимально качественное и наглядное представление информации. Если десять лет назад основная информация в сети была текстовой, семь-восемь лет назад на первое место вышла фотография, то сейчас с улучшением доступа к Интернет доминирует видео. В трех минутном ролике, информации больше, чем в десяти страницах фото и текстовой информации, тем более что среднестатистический человек с очень большой неохотой знакомится с текстовыми данными. В таких условия роль мультимедийного дизайнера приобретает незаменимый характер.

«Хотя традиционные способы обращения к пользователям в разных странах с помощью печатного текста по-прежнему широко используются, во всем мире исследуются и становятся все более популярными новые виды общения с пользователями на их родных языках. По мере распространения графики, звукозаписей, изображений и видеоклипов меняются подходы и процессы, используемые для перевода такого контента.»

С использованием мультимедийных материалов обмен информацией сильно изменился: печатный текст заменила устная речь, происходит сокращение объемов текста в пользу иллюстративных и визуальных материалов, изображающих концепции с помощью графики, фото и видео, появился качественно новый графический способ предоставления информации - инфографика, а современная реклама превращается в интересный и достаточно подробный мультимедийный рассказ.

Однако в условиях интернационализации возникают некоторые сложности в изображений предоставляемых материалов. Если плохо разбирается или вообще не разбирается в культурных предпочтениях той или иной аудитории, вероятно, изображения окажутся неуместными. Фотография может сказать о многом, но включенные в проект изображения, не подходящие для определенной культуры, произведут на аудиторию неблагоприятное впечатление. По этому понимание специфики в организации социокультурного пространства помогут дизайнеру установить контакт с необходимой аудиторией, а широта возможностей мультимедиа - создавать интересные и безупречные проекты.

Выводы

дизайн интеллектуальный интерактивность киберпространство

В данном эссе были рассмотрены основные концептуальные тенденции развития современного дизайна в эпоху быстроменяющихся технологий и киберпространства, роль которого растет в геометрической прогрессии. В таких условиях очевидна потребность в строительной интеллектуальной силе архитекторов-проектировщиков абсолютно нового понимания мироустройства посредством битов информации, в лице дизайнеров, экспертов виртуальных конструкций, предполагающих глубокое понимание природы пространственного в киберпространстве, которое в свою очередь имеет прямое отношение к развитию физической реальности и как результат формирования гибридного пространства.

Вероятно мы наблюдаем новый виток эволюции сознания, в освоении качественно новой действительности, отличной от «реального» мира, основанного на физических законах мира атомов. Очевидно, что существуют законы природы, такие как силы тяжести, электромагнитные или ядерные силы. Но также очевидно, что технологии быстро изменяют окружающею среду. И глядя с этой общей точки зрения, люди начнут осознавать свой переход от пассивных наблюдателей природы к соучастникам природного творчества и, наконец, становление самих себя как хранителей природы. И наступит день когда мы сможем не только смотреть в киберпространство через окна наших мониторов, а полноценно воспринимать его окружающим нас, распахнув двери в виртуальную среду нашего предстоящего обитания.



error: Контент защищен !!